Абсурдность "Юлии"

 
 

Много раз говорилось, что израильский опыт создания и применения больших беспилотников с дорогой целевой нагрузкой и аэродромным базированием не приемлем для России. Сама идея беспилотной авиации заключается в том, что беспилотник дёшев, и его утрата не наносит существенного ущерба тому, кто его применяет. Эта идея не выгодна крупным корпорациям типа "Израильской авиационной промышленности" или российской "Веги". Им надо подороже. Не хочется загромождать короткий интернетовский отклик многочисленными ссылками на ранее написанное. Желающие сами могут изучить сайт ДПЛА.ру.
БПЛА "Юлия" ("Аист"). Миниатюрный макет. Фотография с выставки UAVTech-2007

БПЛА "Юлия" ("Аист"). Миниатюрный макет. Фотография с выставки UAVTech-2007

Именно стремление сделать беспилотники более дорогими порождает гонку за всё более совершенными и дорогими целевыми нагрузками, гонку за всё большей и большей продолжительностью полёта и за высотой. Периодически пытаются возложить на беспилотники и несвойственные им ударные задачи с применением носимого вооружения (бомб, ракет и даже пушек).   При этом закрывают глаза, а скорее просто умалчивают, что задачи могут быть решены более простыми и дешёвыми средствами. С целью удорожания продукции пропагандируется и идея многофункциональности беспилотных комплексов, механически  заимствованная в современной пилотируемой авиации. Зачастую по каким-то неделовым соображениям дешёвая техника не выгодна и заказчику. В итоге теряется сам смысл беспилотной авиации.

Таблица. Критика архитектоники современных беспилотных комплексов на основе крупных БПЛА

Характеристика

Предлагаемая

Оптимальная

Способ базирования

Аэродромный

Мобильный способ базирования

Дальность действия

Максимально возможная

В соответствии с задачей комплекса

Продолжительность полёта беспилотника

Максимально возможная

В соответствии с задачей комплекса, как правило минимально необходимая

Способ разведки

В реальном масштабе времени

В соответствии с задачей комплекса.

Как правило, с доставкой разведывательной информации самим беспилотником (фоторазведка)

Масса летательного аппарата

Сотни килограмм

В соответствии с задачей комплекса, как правило минимально необходимая, максимум первые десятки килограмм

Способ старта беспилотника

По-самолётному с аэродрома

Катапультный с неподготовленных площадок

Способ посадки беспилотника

По-самолётному на аэродром

По-самолётному на неподготовленные площадки, в обоснованных случаях -- парашютная посадка

Размещение комплекса на подвижных средствах

Как правило умалчивается

На специализированных автомобилях (бронешасси)

 Разумная достаточность -- вот что должно стать императивом беспилотной авиации. Не надо никого удивлять. Не надо громоздить на один беспилотный самолёт всё новые и новые задачи. Надо добиваться решения давно стоящих задач. Причём добиваться их решения наиболее простыми и дешёвыми средствами. Тогда не будет трагедией утрата опытного образца стоимостью 3 миллиона долларов (90 млн.руб).

 
 

SpyLOG