Н.В.Чистяков, Главный конструктор

Комплекс ДПЛА для России. Комплекс ДПЛА ГрАНТ против "Гермеса" (Hermes 450)

 
 

 

Разница цен и/или оплат за одинаковые товары или работы есть основа, на которой построен механизм современного колониализма и современных форм эксплуатации 

 из одной Интернет-дискуссии по финансовому кризису

В  информационное поле отечественного ДПЛАстроения кем-то была вброшена идея о бессмысленности  разработок собственных комплексов ДПЛА. В качестве альтернативы предлагается приобретать такую технику в Израиле. ДПЛА "Гермес" называется как наиболее вероятный кандидат на приобретение. Ранее на ДПЛА.ру были собраны сведения о комплексе ДПЛА "Гермес" [1] и дана оценка его архитектоники[2]. Рекомендуется прочитать  [1]  и [2], иначе многое ниже может остаться непонятым.

Слухи о возможности закупки "Гермеса" Российской армией довольно быстро подтвердились. Заметка [3] совсем короткая, но насыщенная информацией. Такие заметки называют обычно "утечками", а зачастую -- "вбросами". Стоит привести её целиком:

Министерство обороны России подтвердило 14 ноября свою заинтересованность в покупке израильских беспилотных самолетов-разведчиков, однако заявило, что окончательное решение еще не принято.

Начальник Генштаба генерал Макаров заявил: "В течение ближайших 2-3 лет у нас еще не будет таких аппаратов, поэтому мы можем купить их в Израиле".

Тем не менее, представитель Минобороны подчеркнул, что "не следует забывать об отечественных производителях". 

Интерес российских военных к израильским дронам вызван, прежде всего, войной с Грузией. В период подготовки грузинской атаки на Цхинвали российские миротворцы сообщали о многочисленных полетах этих разведывательных аппаратов над осетинской территорией.

В период 2006-2008 годов Грузия закупила у Израиля 40 беспилотных разведывательных самолетов на сумму 2 миллиона долларов.

Не обращая внимания на трогательную заботу Минобороны об отечественных производителях и странный интерес к показательно битым грузинско-израильским "дронам" [4], остановимся пока на объявленной в заметке цене: 2 миллиона за 40 беспилотников. Это по 50 тысяч долларов за самолёт. Учитывая, что интерактивный беспилотник, каковым является "Гермес", не может существовать вне комплекса, в эту цену входят и затраты на "наземку". В заметку явно вкралась (внесена) ошибка. За такие деньги невозможно изготовить столь сложный и крупный летательный аппарат как "Гермес", да ещё с "наземкой". Скорее всего, 2 миллиона долларов -- это цена одного беспилотника, а не всей закупки и вместо слов "на сумму" следует читать "по цене".  Что прямо подтверждает "Википедия" [5]:

Гермес 450

Hermes 450

Первый полёт:

1994 

Производитель:

Silver Arrow (Elbit Systems) 

Стоимость:

около $2 млн самолёта, около $10 млн контракта, включающего наземные системы 

На ДПЛА.ру редко затрагиваются вопросы цен на беспилотную технику. Это объясняется тем, что цены в нынешней экономике России определяются "с потолка" и с экономической точки зрения ни о чём не говорят. Изделия с высокой ценой зачастую оказываются предпочтительнее дешёвых изделий (при прочих равных). При этом разница цен исчисляется вовсе не процентами, а порядками. Однако в рассматриваемом примере с "Гермесом" мы имеем цену сегодняшней реальной сделки с ДПЛА, в которой Россия со своими особенностями ценообразования никак не участвовала. Это важно как ориентир. Запомним этот ориентир: 2 миллиона долларов за один ДПЛА без наземки. Комплекс ДПЛА (видимо, с одним ДПЛА) -- 10 миллионов. 

_________

Замечание. Когда эта статья уже была написана, появилось совсем откровенное заявление Начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенанта Владимира ШАМАНОВА о готовности Минобороны к закупке израильских ДПЛА [12]. Сайт ДПЛА.ру позже прокоментирует это заявление отдельно.

_________

 

Возвращение к истокам

А для чего вообще более 30 лет назад были задуманы комплексы тактических ДПЛА реального времени? Да для того, чтобы в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника наблюдать цели на его территории без потерь личного состава. То есть, ДПЛА должны вести разведку, не подвергая риску жизни людей.

В начале эры комплексов тактических ДПЛА только сохранение жизней людей оправдывало их применение.  Беспилотные комплексы и сами ДПЛА были дороги, поскольку представляли собой уникальные образцы авиационной техники. Но и жизнь человека считалась бесценной. В мирной обстановке эксплуатация беспилотников в целях наблюдения местности стоила много дороже эксплуатации пилотируемой авиации [6] и никак не была оправдана экономически. 

С тех пор ситуация существенно изменилась. Появление массовой электроники, реализующей большинство необходимых для беспилотных комплексов функций по цене бытовых приборов, появление новых источников питания, развитие авиамодельных технологий и пр. [7]  радикально снизило потенциальную себестоимость беспилотных комплексов и их составных частей. Это позволило ожидать от беспилотной авиации ещё и дешевизны. Понятно, что беспилотники будут сбивать [8], собственно для того они и делаются. Чтобы не очень жалко было. Естественно хотеть, чтобы потенциально утрачиваемый беспилотный самолёт был по возможности дёшев.

Однако 2 миллиона долларов за один беспилотный самолёт -- это не дёшево. У нас в России сегодня люди заметно (примерно в 30 раз) дешевле стоят.  Так, например, военнослужащий или авиапассажир стоят всего по 2 млн.руб (60.. 70 тыс. долларов) [9]). А уж лёгкие пилотируемые самолёты со взлётной массой "Гермеса" (450..500 кг) вообще идут не дороже 20 тыс. долларов [10].

Получается, что ДПЛА "Гермес" (Hermes 450) не только не дёшев, но даже не отвечает основному своему назначению -- экономить на сохранении жизни людей. Люди оказываются дешевле, не говоря уж о самолётах такого класса. 

 

Почему он такой дорогой?

Да потому! Знаете сколько пацанов  уважаемых людей и организаций тут занято? Одному Саакашвили сколько?.Это понятно... Но и чисто по-инженерному "Гермес", безусловно, дорог:

  • крупный летательный аппарат размера спортивного самолёта со всеми тяготами аэродромного базирования;

  • практический потолок 6100 м (тяговооружённость);

  • теле (ИК) камера высокого разрешения на турельном подвесе с качеством гиротабилизации 10 микро(!)радиан, обеспечивающая обнаружение/наблюдение целей на  дальности около 10 км.

Но главное, конечно, коррупционная составляющая. Как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Высокие технологии! 

А если к истокам? Надо всего лишь полететь и посмотреть сверху на цель. Нужно ли всё то, чем обладает "Гермес"?

 

 Какая цель?

Зачем же это всё за 2 миллиона-то? Всего лишь для того, чтобы посмотреть сверху на цель, которую с поверхности Земли нам не видно. 

Кстати, а что такое цель и как на неё смотреть? Поскольку изначальный импульс для этой статьи идёт от Министерства обороны, то можно предположить, что цель достойна поражения армейскими средствами. 

Армия, в отличие от полиции, не охотится за отдельными персонажами. Типовая цель для армии -- это совокупность инженерных сооружений и техники с личным составом, подлежащая уничтожению. Согласимся с определением типовой цели для комплекса "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" (ТТЗ 1982 года) -- "открыто расположенный танк на фоне полувыгоревшей травы". Строго говоря, предмет типа "танк", " автомобиль" -- это только элемент цели (артиллерийская/ракетная батарея, район сосредоточения (накопления), командный пункт, тыловой пункт питания и т.п.),  но именно такие элементы цели (танк/БТР/автомобиль)  должна  обнаруживать и распознавать "Пчела". 

Итак, традиционной целью для обнаружения/распознавания отечественными комплексами ДПЛА является танк. По той же цели и израильтяне оценивают свои беспилотные комплексы [11]. Понятие типовой цели очень важно. А то зачастую многие "заказчики" просят обнаружить человека в автомобиле и дать информацию, есть ли у него оружие. С этим в Голливуд. А  реальные комплексы ДПЛА обнаруживают и распознают цель типа "танк".

 

Что надо и откуда что берётся?

Нужен простой в эксплуатации комплекс с дешёвыми ДПЛА, способный послать ДПЛА на тактическую глубину, обнаружить и распознать цель типа танк. Желательно, чтобы ДПЛА за время полёта не был сбит простыми средствами ПВО (стрелково-пушечным вооружением, ПЗРК)1). Остальное от лукавого и зачастую ради завышения цены. 

Для тех, кто поленился посмотреть предыдущие статьи [1, 2], ниже приведены фотография израильского ДПЛА Гермес" (Hermes 450) и краткие ТТХ комплекса на его основе.

Изображение:Hermes 450.jpg

ДПЛА "Гермес" (Hermes 450) на аэродроме. Фото [1]

Гермес 450
Первый полёт: 1994 
Производитель: Silver Arrow (Elbit Systems) 
Стоимость: около $2 млн самолёта, около $10 млн контракта, включающего наземные системы
Характеристики
Крейсерская скорость: 130 км/ч
Макс. скорость: 176 км/ч
Боевой радиус: 200 км
Продолжительность полета: 20 ч
Практический потолок: 6100 м
Размеры
Длина: 6,10 м
Высота: 1,80 м
Размах крыла: 10,50 м
Площадь крыла: 8,20 м
Масса
Пустой: 200 кг
Макс. взлётная: 450 кг
Силовая установка
Двигатели: 1 x ПД AR 801, 52 л.с. 

Простой взгляд на "Гермес" на фоне аэродромных плит убеждает, что это довольно громоздкое сооружение. В этом же нас убеждают и приведённые в таблице массогабаритные характеристики: 450 кг взлётной массы и размеры в плане 6,1х 10,5 м. Для ориентировки: размеры спортивного самолёта Як-52 примерно такие же. 

Некоторые характеристики "Гермеса"  явно избыточны для тактического беспилотника. Например, дальность 200 км 2). Кого интересует цель типа "танк" на дальности 200 км? Мы что, танки "Искандерами" собираемся бить? А если уж делать комплекс для связки с "Искандером", то это, наверное, будет уже не тактический, а оперативно-тактический комплекс. Он и стоить подороже может, чем тактический комплекс ДПЛА, который должен быть дешёвым и массовым.

Продолжительность полёта 20 часов тоже, скорее всего, ни к чему. Никакой противник не будет терпеть вражеский ДПЛА над своей территорией в течение почти суток. Разве что палестинцы, у которых нет ничего, кроме автоматов. Такая продолжительность полёта нужна, скорее, для полицейского наблюдения за выбранным объектом, например, за двором какого-нибудь шейха. Израильская специфика, видимо.

Практический потолок 6100 м нужен "Гермесу", видимо, для получения заявленной дальности действия комплекса 200 км, ограничиваемой на меньших высотах радиовидимостью ДПЛА с наземной станции управления. Кроме того, большая высота полёта существенно снижает уязвимость ДПЛА "Гермес" простыми средствами ПВО. При своих размерах "Гермес" на высотах в сотни метров над землёй летал бы очень недолго. Сбили бы просто из стрелкового оружия, размеры подходящие....

Одно влечёт за собой другое. Большая высота полёта требует громоздкой и дорогой целевой нагрузки с высоким разрешением и высочайшим качеством стабилизации, чтобы маленькую цель можно было разглядеть с большой высоты. Громоздкая целевая нагрузка требует большого летательного аппарата. Большой летательный аппарат требует аэродромного базирования и дорого стоит...

Комплекс ДПЛА "Гермес" можно кратко охарактеризовать как комплекс с крупными и дорогими ДПЛА аэродромного базирования, с большой дальностью действия и большой продолжительностью полёта ДПЛА, предназначенный для продолжительного полицейского наблюдения за выбранной целью. Эффективность комплекса во многом зиждется на слабости (фактическом отсутствии) ПВО противника. Это комплекс для конкретного региона (Израиля): известны границы применения, почти всегда ясное небо, отсутствие противодействия.

Как известно, стоимость ДПЛА как в производстве, так и в эксплуатации определяется его массой [13]. Лёгкий ДПЛА проще изготавливать, перевозить, запускать и сажать. Вместе с тем, слишком маленький ДПЛА не обеспечит минимально необходимой продолжительности полёта, не позволить поставить приемлемую целевую нагрузку. В ситуациях "много плохо, и мало тоже плохо" всегда имеется оптимум. Вероятно, таким оптимумом является комплекс ДПЛА ГрАНТ [14].

ДПЛА ГрАНТ на предстартовой подготовке

ДПЛА ГрАНТ
Первый полёт: 2001
Производитель: НПКЦ "Новик-XXI век"
Стоимость самолёта: около 1 млн.рублей ($40K)  
Характеристики
Крейсерская скорость: 120 км/ч
Макс. скорость: 170  км/ч
Боевой радиус: 150 км с фотоаппаратом, 70 км с передачей развединформации в реальном времени
Продолжительность полета: 3 часа
Практический потолок: испытано до 3000 м
Взлёт : с транспортно-пусковой установки (ТПУ)
Посадка: по-самолётному "на брюхо" на неподготовленную площадку без деревьев, камней и ям 
Размеры
Длина: 2,3 м
Высота: 0.5 м
Размах крыла: 3 м
Площадь крыла: 1 м
Масса
Пустой: 12 кг
Макс. взлётная: до 20 кг
Силовая установка
Двигатели: 1 x ПД двухциллиндровый оппозит 85 куб.см, топливо бензин Аи-92 с синт.маслом (2%)

Одного взгляда на фото достаточно, чтобы понять что ДПЛА ГрАНТ -- небольшой летательный аппарат. Вместе с тем, тактико-технические характеристики комплекса на его основе вполне серьёзны и не уступают комплексам тактических ДПЛА"Типчак" и "Строй-П" с ДПЛА "Пчела". 

Комплекс ДПЛА ГрАНТ на марше

Комплекс ДПЛА ГрАНТ на марше. По дорогам всех типов и бездорожью...

Комплекс ДПЛА ГрАНТ
Первый полёт: 2001  
Производитель:

НПКЦ "Новик-XXI век", а также:

 - ЗАО МТК и завод"Электромаш", г.Молодечно, Беларусь;

 - Укртехноатом, Киев, Украина; 

- Кыштымский радиозавод, Челябинская обл., Россия

Стоимость: около 10 млн.рублей ($400K) контракта, включающего наземные системы (базовую автоматизированную рабочую станцию БАРС и ТПУ) и два самолёта
Состав комплекса
ДПЛА: 2 ДПЛА ГрАНТ
Наземная станция управления: Базовая автоматизированная рабочая станция БАРС на автомобиле УАЗ-3741 (фургон)
Пусковая установка: Транспортно-пусковая установка (ТПУ) на автомобиле УАЗ-3303 ("головастик")
Транспортировка ДПЛА: Два ДПЛА ГрАНТ в транспортных отсеках ТПУ
Характеристики применения
Типовая цель: Обнаружение и распознавание до типа и определение координат целей типа "танк/БТР/автомобиль"
Дальность действия: 70 км при прямой радиовидимости, 150 км как фоторазведчик
Типовая высота полёта ДПЛА над землёй:  200.. 400 м
Заметность ДПЛА: Практически невидим и неслышим
Типовые манёвры ДПЛА: Полёт по маршруту (до 98 ППМ), прочёсывание местности, повторные заходы на цель, манёвр вдоль линейных ориентиров
Целевая нагрузка ДПЛА: ТРАЛ Чистякова (вперёдсмотрящие ТВ или ИК камеры со стабилизацией по крену). Фотоаппарат
Характеристики эксплуатации
Боевой расчёт: 4 человека (при освобождённом командире расчёта -- 5 человек)
Марш: По дорогам всех типов и бездорожью со скоростями в соответствии с Правилами дорожного движения и характеристиками автомобилей УАЗ
Время развёртывания (от остановки автомобилей до пуска ДПЛА): 30 мин
Время свёртывания (от  посадки ДПЛА до начала марша): 15 мин

Сравнение гигантского "Гермеса" с ДПЛА ГрАНТ может показаться смешным: как же, большой беспилотный самолёт и миниДПЛА, по массе и габаритам попадающий в класс авиамоделей F3A! Однако, если обратиться к самому смыслу использования ДПЛА, ничего смешного тут нет. Для наблюдения в тактической глубине целей типа "танк/БТР/автомобиль" комплекс ДПЛА ГрАНТ гораздо лучше "Гермеса". Хотя бы потому, что в 50(!) раз дешевле и за те же деньги можно иметь в 50 раз больше ГрАНТов, чем "Гермесов". "Чего один не сделает - сделаем вместе" [15].

 

 "Оптимальный" не значит "хороший"

Сравниваемая характерстика (показатели качества) "Гермес" ГрАНТ Оценка
Типовая цель Танк Танк Одинаково
Дальность действия 200 км 70 км "Гермес" лучше
Продолжительность полёта ДПЛА 20 часов 3 часа "Гермес" лучше
Скорость ДПЛА 130 км/час 120 км/час Одинаково
Потолок ДПЛА 6100 м 3000 м (испытано) "Гермес" лучше
Базирование комплекса Аэродромное Мобильное ГрАНТ лучше
Взлётная масса ДПЛА 450 кг 20 кг ГрАНТ лучше
Целевая нагрузка Стабилизированная по трём осям с высоким качеством ТВ или ИК камера с изменяемым полем зрения Стабилизированная только по крену жёсткая сборка из 2..3 ТВ или ИК камер с фиксированными полями зрения (ТРАЛ Чистякова) "Гермес" гораздо лучше
Способ снижения потерь от простых средств ПВО Полёт ДПЛА на большой высоте над поверхностью земли (тысячи метров) Малые размеры ДПЛА, визуальная и акустическая малозаметность Несравнимо, вопрос принципиального выбора идеологии применения
Стоимость ДПЛА $2 млн. $0,04 млн. ГрАНТ гораздо лучше

По типовой цели комплексы ДПЛА "Гермес" и ГрАНТ  эквивалентны. По каким же характеристикам "Гермес" лучше ГрАНТа (и гораздо лучше)?

Сравниваемая характерстика (показатели качества) "Гермес" ГрАНТ Комментарий
Дальность действия 200 км 150 км в качестве фоторазведчика, 70 км в качестве наблюдателя в реальном масштабе времени Нужна ли дальность действия 200 км тактическому беспилотнику?
Продолжительность полёта ДПЛА 20 часов 3 часа Нужна ли продолжительность полёта 20 часов тактическому беспилотнику? Это же военный, а не полицейский беспилотник. Зачем известной цели продолжать сущствование столь продолжительное время? Она должна быть уничтожена
Потолок ДПЛА 6100 м 3000 м (испытано) Большая высота увеличивает неуязвимость беспилотника от простых средств ПВО, но ухудшает наблюдаемость целей и требует высококачественной целевой нагрузки ДПЛА.

Именно высокие требования к качеству целевой нагрузки влекут за собой большие размеры, массу и высокую стоимость "Гермеса".

В условиях России наблюдению с большой высоты очень часто препятствует облачность

Целевая нагрузка Стабилизированная по трём осям с высоким качеством ТВ или ИК камера с изменяемым полем зрения Стабилизированная только по крену жёсткая сборка из 2..3 ТВ или ИК камер с фиксированными полями зрения (ТРАЛ Чистякова) Сложная и дорогая целевая нагрузка "Гермеса" является платой за большую высоту наблюдения цели

Очень важно отметить, что высококачественная целевая нагрузка ДПЛА "Гермес" не является его достоинством сама по себе, а является платой за выбранную концепцию неуязвимости от простых средств ПВО при продолжительном наблюдении цели.

В комплексе ДПЛА ГрАНТ делается ставка на низкую визуальную и акустическую заметность ДПЛА при непосредственном пролёте над целью на сравнительно небольшой (сотни метров) высоте3).  Выбор в пользу пролёта малозаметного ДПЛА над целью на небольшой высоте объясняет и малые размеры ГрАНТа, и его необычайную дешевизну, и его эксплуатационную технологичность, и вообще его военно-экономическую целесообразность в сравнении с "Гермесом". 

Оценивая все показатели качества в совокупности, необходимо приходим к выводу, что хотя по многим, часто считающимися основными, показателям качества ДПЛА "ГрАНТ" намного уступает "Гермесу",  но, тем не менее, по совокупности показателей качества, включая стоимость, является лучшим, то есть оптимальным из двух рассмотренных ДПЛА. 

Точно так же лучший танк второй мировой войны Т-34 [16] по многим показателям уступал своим противникам, но по своей военно-экономической целесообразности превосходил их. Низкая стоимость производства и эксплуатации, серийноспособность и возможность изготовления на любом механосборочном производстве,   высокая эксплуатационная технологичность обеспечивают комплексу ДПЛА ГрАНТ военно-экономическую целесообразность

Правильность или ошибочность концепции ГрАНТа могут обосновать только испытания и реальное применение. И это надо делать, а не бросаться с криками "Ура" в очередь за израильским вундерваффе.

________________________

1) Если ДПЛА будет сбит ракетой, которая дороже ДПЛА, то победу засчитаем ДПЛА. Хотя, в общем случае, это неверно. На войне деньги решают не всё. [назад]

2) Дальность действия комплекса "Гемес" 200 км по прямой радиовидимости может быть получена при высоте полёта ДПЛА близкой к максимальной (6100 м) [назад]

3) Опыт испытаний ДПЛА ("Пчела", "Мошкара", ГрАНТ) свидетельствует о практической невозможности сбить стрелково-пушечным вооружением даже такой заметный ДПЛА как "Пчела"  [назад]

 

 

Литература и ссылки

(ссылки открываются в новом окне)

1. Н.В.Чистяков. ДПЛА Гермес (Hermes 450) для России. Сбор информации [назад]

2. Н.В.Чистяков. Комплекс ДПЛА Гермес" (Hermes 450) для России. Оценка архитектоники [назад]

3Россия собирается купить израильские самолеты-разведчики. Сайт MigNews. Реактивные новости(15 ноября 2008 г.) [назад]

4. М.Юрьева. Седьмой беспилотный. Абхазия обещает показать сбитый грузинский самолет. "Независимая газета" 13.05.08[назад]

5. Hermes 450. Статья в Википедии (свободной энциклопедии) [назад]

6. Э.П.Лукашёва, Н.В.Чистяков. Мифы беспилотной авиации. Статья 2003 года. Сайт ДПЛА.ру [назад]

7. Э.П.Лукашева, Н.В.Чистяков. "Новые" или миниДПЛА. Статья 2003 года. Сайт ДПЛА.ру [назад]

8. Армия Пакистана учится сбивать "беспилотники" ВВС США. "Известия" 21 ноября 2008 г. [назад]

9. Силовые ведомства РФ инициируют увеличение выплат по страхованию жизни и здоровья служащих до 2 миллионов рублей. Сайт ZabInfo.ru. Новый взгляд на Забайкалье (11 февраля 2008 г.)  (см. также Интерфакс от 8 февраля 2008 года) [назад]

10. Татьяна Кулистикова. Защита с воздуха. Агротехника и технологии №4, июль-август 2008 г. (см. Интернет-версию статьи тут>>>) [назад]

11. BIRDEYE 400 Mini-UAV System. Manual. MALAT DIVISION . Military Aircraft Group . ISRAEL AEROSPACE NDUSTRIES LTD ( IAI)  [назад]

12. Андрей ЛУНЁВ, Константин РАЩЕПКИН, Красная звезда. Фото Константина РАЩЕПКИНА и Виктора ПЯТКОВА. После принуждения к миру.(интервью Начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенанта Владимира ШАМАНОВА). "Красная звезда" от 2 декабря 2008 г. [назад]

13. Э.П.Лукашёва. Главная тенденция ДПЛАстроения. Краткая статья к МАКС 2003  Сайт ДПЛА.ру [назад]

14. Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный ГрАНТ (комплекс ДПЛА). Состав первичной поставки, краткие ТТХ. Сайт ДПЛА.ру [назад]

15. В.В.Маяковский. Кем быть. Антология русской поэзии.  [назад]

16. А.А.Киличенков. Т-34 против Панцерваффе: из истории ментального противоборства на советско-германском фронте (1941 - 1945 гг.). "Новый исторический вестник" №1, 2005 [назад]

 

 
  SpyLOG