Н.В.Чистяков. Комментарий к новости о якобы предполагаемой закупке Россией израильских беспилотников

Россия закупит в Израиле летающие роботы



Россия готовится закупить в Израиле беспилотные летательные аппараты. Как
сообщает
РИА Новости, об этом заявил полпред
президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, находящийся в Израиле с
рабочим визитом.

После посещения завода по производству беспилотных самолетов Козак отметил,
что у России имеется интерес к закупке подобного оборудования, и уже сделаны
"конкретные заказы".

При этом Козак не уточнил детали сделки, и не стал распространяться о
возможных областях использования этой техники в России.

Основной целью визита Козака в Израиль является укрепление двустороннего
сотрудничества и обмен опытом борьбы с терроризмом. В рамках визита полпред
президента РФ в ЮФО встречался с израильскими политиками, включая
премьер-министра Ариэля Шарона, и главами силовых структур, Он также побывал на
предприятиях оборонной промышленности и военных объектах.

взято с http://lenta.ru/news/2005/11/10/buy/

 


Комментарий

Первое впечатление от прочитанной новости – гром среди ясного неба. Любому, знакомому с проблематикой беспилотной авиации в России, известно, что отечественные фирмы не могут продать отечественному же государственному заказчику свою беспилотную технику в количестве, исчислимом хотя бы пальцами одной руки. Это касается как находящихся на госфинансировании монстров – НИИ  «Кулон» (Москва) и КБ «Луч» (г.Рыбинск) (оба недавно вошли в концерн «Вега»), так и действующей на свой страх и риск крупнейшей мировой авиакорпорации «Иркут», так и небольших, но весьма продвинутых в инженерном плане и давно известных на этом рынке частных предприятий НПКЦ «Новик-XXI век» (Москва) и НПЦ «Эникс» (Казань). Нечего и говорить о появившихся, как грибы после дождя, на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005 новых отечественных фирмах, претендующих на своё место в беспилотной авиации.

Хочется думать, что новость о закупке Россией израильской беспилотной техники является неуклюжим рекламным ходом израильских оборонщиков и агенства «Лента.ру». Не верится, что государственный чиновник первого ряда, каким, безусловно, является Козак, может заявлять настолько абсурдные вещи.

Во-первых, приобретение такой сложной техники, какой являются беспилотные комплексы, требует наличия у приобретающей стороны конечного потребителя, готового принять и освоить новую технику. В России на сегодня к этому готовы только Минобороны и МЧС. Про использование беспилотников Внутренними войсками никогда ничего не сообщалось. Остальные государственные потребители («Авиалесоохрана», другие экологические ведомства) к  такой технике пока не готовы.  И непонятно, почему начинать надо с израильской техники, когда своей разработано гораздо больше, чем востребовано.

Во-вторых, израильские беспилотники совершенно непригодны для  России. Причина – аэродромное базирование. Израильский беспилотник, как правило, эксплуатируется так же, как обычный самолёт. Он  имеет своё место стоянки в  аэродромном ангаре, вылетает с аэродрома на разведку и возвращается на аэродром. Это пригодно для крошечного Израиля с постоянно хорошей погодой. Любой отечественный беспилотный комплекс организован совершенно иначе – наподобие подвижного ракетного комплекса, а сам беспилотник эксплуатируется аналогично  ракете. Единственным эксплуатационным отличием беспилотника от ракеты является то, что беспилотники возвращаются. Отечественный беспилотник, как правило, хранится и транспортируется в контейнере транспортно-пусковой установки, стартует с этой установки в любом месте, куда его доставят, и возвращается к месту старта. Посадка – на  необорудованную площадку.

Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными погодными условиями.

В-третьих, независимо от того, является ли обсуждаемая новость правдой или нет, она уже наносит ущерб отечественным предприятиям, занимающимся беспилотной техникой. Ни для кого не секрет, что выживание отечественных предприятий и сохранение отечественной школы беспилотной авиации во многом определяется сотрудничеством с зарубежными компаниями. Когда же собственное правительство отдаёт предпочтение Израилю, авторитет отечественной инженерной школы и России вообще неизбежно падает.