Н.В.Чистяков, Главный конструктор

Чем опасны беспилотные сделки с Израилем при озабоченности США

размещено в Интернете по адресу: http://dpla.ru/25122008.htm

 
 

 

Введение

Вот уже месяц (с ноября 2008 года) в ДПЛАстроительных кругах и в более широком информационном пространстве блуждают слухи о готовящейся закупке Российской Армией партии израильских беспилотников. Количество просочившейся информации о "беспилотной сделке" достаточно велико:

1) предполагается к закупке израильский комплекс ДПЛА "Гермес" (Hermes 450) [1]; 

2) сумма сделки называется в пределах 10.. 20 млн.долл.;

3) стоимость одного ДПЛА "Гермес" составляет 2 млн.долл.;

4) стоимость наземного оборудования комплекса ДПЛА "Гермес" составляет 4 млн.долл.;

Собрана [1] и проанализирована [2] техническая информация о комплексе ДПЛА "Гермес", что позволяет дать краткую итоговую  оценку комплекса ДПЛА "Гермес":

Комплекс с крупными и дорогими ДПЛА аэродромного базирования, покрывающий всю территорию Израиля с одного-двух аэродромов. Большая продолжительность полёта ДПЛА, около суток.  Основное назначение комплекса -- продолжительное полицейское наблюдение за выбранным объектом (домом, двором, перекрёстком).

Основное противоречие воздушной разведки между размерами осматриваемой территории и размерами разведываемой цели при разведке неизвестной цели в комплексе ДПЛА "Гермес" частично преодолевается за счёт высокого разрешения целевых нагрузок типа электронно-оптических визиров в сочетании с радиолокатором с синтезированной апертурой.

Большие размеры ДПЛА обусловлены необходимым запасом топлива для обеспечения продолжительного полёта при полицейском наблюдении цели и весом сложных и дорогих целевых нагрузок. В свою очередь, большие размеры ДПЛА делают ДПЛА  уязвимым для стрелково-пушечного оружия ПВО при полёте на высотах несколько сот метров.  Эффективность комплекса зиждется на слабости (фактическом отсутствии) ПВО противника и большой высоте наблюдения, обеспечивающей относительную неуязвимость ДПЛА "Гермес". Большая высота наблюдения в свою очередь опять требует высокого качества целевых нагрузок и их стабилизаторов. Положительная обратная связь по проектным характеристикам, приводящая к росту массы и размеров летательного аппарата до смыслового ограничения (до размеров спортивного самолёта или "кукурузника"). С этой точки зрения сложность, вес и высокая стоимость целевых нагрузок "Гермеса" являются не достоинствами, а платой за "неуязвимость".

Комплекс ДПЛА "Гермес" -- это комплекс конкретного региона (Израиля): известные границы применения, известные объекты наблюдения,  ясное небо, отсутствие противодействия.

______________________

Слухи о сделке вскоре подкрепились международной информационной активностью:

1) министерство обороны Израиля выступило против продажи беспилотников России;

2) официальный Вашингтон выступил против продажи России израильских беспилотников.

В общем, маразм крепчал [3].  Благодаря ушлым израильским журналистам, вся эта история получила имя собственное -- "беспилотная сделка" [4]. Красиво так, типа как на Западе. Многим нравится.

В качестве российского флага "беспилотной сделки" в информационное пространство был вброшен любимый в народе генерал Шаманов. Скорее всего "втёмную"  [5]. Генерал, справедливо негодующий на родную промышленность (генералы справедливо негодуют на нашу промышленность давно, уже сотни лет), призвал к закупке зарубежной военной техники и озвучил указание министра обороны разобраться со способностью отечественной промышленности производить беспилотные комплексы. А если они, дескать, не способны, то купим в Израиле, и пусть не удивляются! А они и не удивляются. Они уже давно ничему не удивляются.

Отечественные инженеры знают, что главной лётно-технической характеристикой беспилотника является его вес. Чем легче и меньше беспилотный самолёт, тем он дешевле на всех этапах его жизненного цикла: в разработке, в производстве, на испытаниях и, важно(!), в эксплуатации. 

ДПЛА "Гермес" с его массой около полутонны и размахом крыла 10 метров, базирующийся по-аэродромному, явно не является оптимальным выбором для нашей Армии. Ведь ей надо действовать в любом месте на территории России и вообще земного шара. И далеко не всегда это любое место будет заранее оборудовано аэродромом для "Гермеса". Также очень вероятны серьёзные затруднения в доставке "Гермеса" в это любое место. 

Однако настоящая статья посвящена не сравнению архитектоники отечественных комплексов ДПЛА с зарубежными аналогами [6], а следующим вопросам:

1) предыдущему опыту взаимодействия России с Израилем в области ДПЛАстроения, 

2) отношениям Израиля с США при "озабоченности" последних в случаях самостоятельного выхода Израиля на оружейный рынок.

 Нам поможет то, что Интернет обладает одним замечательным свойством. В нём тексты не горят и сохраняются годами.

 

Это уже было. Русские не могут, нужен Израиль!

_______________________________________

Читаем Авиапорт. Новости. 1 марта 2004 года:

ОАО "НПК "Иркут" создает беспилотный авиационный комплекс с использованием опыта создания израильского БЛА

В настоящее время ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (Корпорация "Иркут") рассматривает вопрос о создании и производстве летательных аппаратов шестого поколения. Имеется достаточно твердое убеждение, что летательный аппарат шестого поколения будет беспилотным - заявил Старший Вице-президент по корпоративным финансам и информационным системам управления Корпорации "Иркут" Сергей Цивилев.

С. Цивилев уточнил, что в качестве первого шага в программе изучения этой тематики Корпорация "Иркут" закупила в Израиле полный комплекс беспилотной воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом (БЛА), включая комплект бортового оборудования БЛА и наземного пункта управления с математическим обеспечением.

Бортовое оборудование закупленного комплекса в настоящее время участвует во всех европейских тендерах и является очень перспективным и в разы превосходит отечественное бортовое оборудование по возможностям. Кстати, Индия также на сегодня закупает именно этот борт БЛА - пояснил собеседник "АвиаПорт.Ру".

Он также отметил, что Корпорация "Иркут" закупила комплекс вместе со всеми правами на него - производства, продаж, модернизации и пр. Цена контракта на продажу Израилем комплекса составляет коммерческую тайну, но ориентировочно можно считать, что она находится в приблизительном диапазоне пять-десять миллионов долларов.

Сам планер ДЛА в качестве носителя специальной аппаратуры при закупке комплекса большого интереса не представлял, так как Россия может спроектировать и построить планер БЛА практически любой сложности. Наибольший интерес представляют в комплексе бортовое и наземное оборудование и математической обеспечение - подчеркнул С. Цивилев.

Он обусловил этот тезис тем, что ОАО "ОКБ им. Яковлева" имеет большой опыт создания БЛА, в частности серийно выпускаемого БЛА "Пчела-1Т" комплекса беспилотной воздушной разведки "Строй-П".

Закупленный Корпорацией "Иркут" БЛА имеет размах крыла 6 м и длину 4 м. Нормальная взлетная масса составляет 200 кг при практической нагрузке 50 кг. Скорость: максимальная - 200 км/ч; крейсерская - 150 км/ч; рабочая высота барражирования - 6000 м; максимальная дальность полета - 1200 км; максимальная продолжительность полета - 14 часов; дальность передачи телевизионного изображения в реальном масштабе времени - 150 км.

Новый проект Корпорации "Иркут" получил официальное обозначение как "Воздушный робототехнический комплекс для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Телевизионная камера ДПЛА имеет разрешение порядка 0,5 м, а тепловизионная камера позволяет обнаруживать даже скрытые очаги возгорания (подземные торфяные пожары).

С тех прошло несколько лет. Где теперь С.Цивилёв? А где израильский беспилотник, купленный за несколько миллионов долларов для воспроизведения ОАО НПК Иркут? Где планер, где большой опыт ОКБ им.Яковлева? Где в комплексе бортовое и наземное оборудование и математическое обеспечение, которые представляли наибольший интерес для С.Цивилёва?

Нет никого и ничего.

 

А что бывало раньше при озабоченности США

_______________________________________

Читаем "Россия в глобальной политике" 27 июня 2005 года

Израиль под давлением США сворачивает военную сделку с Китаем

Как пишет сегодня израильская газета «Хаарец», израильская делегация отправилась урегулировать этот вопрос в Вашингтон. А генеральный директор минобороны Амос Ярон, с которым Пентагон порвал все отношения, объявил, что уйдет в отставку в ближайшее время.

Кризис в отношениях между военными ведомствами США и Израиля возник в связи с продажей Израилем Китаю некоторых видов современного вооружения и военных технологий. По утверждениям американской стороны это было сделано за спиной Пентагона. Среди образцов проданного Пекину оружия - беспилотные летательные аппараты "Гарпия" (Harpy), которые способны обнаруживать и уничтожать радарные установки противника. По имеющимся данным, начиная с 1980-х годов, Израиль продал Китаю оружия и военного снаряжения на несколько миллиардов долларов. Потребовав от Тель-Авива разъяснений по большинству из военных сделок, Вашингтон отстранил Израиль от участия в разработке боевого самолета нового поколения Ф-35, заморозил сотрудничество в производстве беспилотного истребителя "Хантер-2" и прекратил поставки деталей к приборам ночного видения для израильской армии. Американская сторона также потребовала отставки нескольких высокопоставленных чиновников министерства обороны Израиля.

По сведениям газеты "Хаарец", Ариэль Шарон и министр обороны Шауль Мофаз договорились о свертывании сотрудничества с Пекином в области поставок и модернизации "Харпий", а также о создании новой системы контроля за экспортом вооружений.

Для нас важно, что Китай беспилотников "Гарпия" в итоге не получил.

_______________________________________

Читаем "Логистка. Отраслевой портал" 08 декабря 2005 года

США пытаются предотвратить продажу четырех израильских самолетов Южной Корее

США пытаются предотвратить продажу четырех израильских самолетов Южной Корее на сумму 1,25 млрд. долларов. В конкурсе, который проводился министерством обороны Южной Кореи, участвовала израильский концерн "Авиационная промышленность" ("Таасия авирит") и концерн Boeing. Проект "Таасии Авирит" обойдется заказчику лишь на 400 млн. долларов дешевле, несмотря на то, что Boeing снизил цену на почти полмиллиарда долларов.

Как сообщает местная пресса, министерство обороны Южной Кореи склонно принять предложение Израиля, однако, США оказывают на него активное давление, подчеркивая, что Америка является военной союзницей этой страны и защищает ее от Северной Кореи.
Самолеты, которые Израиль предлагает приобрести Южной Корее, состоят, в частности, из компонентов, сделанных в США. Согласно договоренности между Израилем и США, любая сделка по продаже продукции израильской военной промышленности, которая содержит американские компоненты, требует разрешения Пентагона. Как сообщает "Гаарец", представители американского военного ведомства дали понять властям Южной Кореи, что Израилю будет трудно получить такое разрешение.

Напомним, что это уже не первый случай вмешательства США в сделки Израиля по продаже продукции военной промышленности третьим странам. Не так давно министерству обороны Израиля пришлось сорвать сделку по продаже Китаю беспилотных самолетов-разведчиков. В результате давления США подал в отставку генеральный директор министерства обороны Амос Ярон. В октябре Израиль был вынужден отменить сделку по модернизации самолетов F-16, принадлежащих ВВС Венесуэлы.

Сразу после увольнения Амоса Ярона по настоянию Пентагона между нашими странами был подписан Протокол о доверии, который предусматривает полную отчетность Израиля перед США во всем, что касается продажи современных видов вооружений.

Опять-таки для нас важно, что при продаже Израилем вооружений решение принимает вовсе не Израиль, а наш вероятный противник.

_______________________________________

Читаем NEWSru  7 сентября 2006 года

Американские производители оружия стремятся вытеснить Израиль с индийского рынка

Началось массивное наступление американских производителей оружия на индийский рынок. Они хотят получить значительную долю заказов индийской армии в ближайшие годы. Американцы стремятся вытеснить с этого рынка израильские и европейские компании, которые уже давно работают в Индии.

Компании "Локхид-Мартин" и "Боинг" конкурируют с европейской компанией "Еврофайтер" и с израильской компанией "Рафаэль", борясь за огромную сделку по поставкам самолетов, навигационного оборудования, систем ведения огня и комплектующих к ним. Индийцы хотят купить 126 новых военных самолетов, которые заменят российские устаревшие "МИГи".

Выход американских компаний на этот рынок стал возможен после того, как в прошлом году президенты США и Индии договорились о сотрудничестве в военной и технологической сферах. До этого американское правительство многие годы налагало эмбарго на поставку оружия в Индию.

Газета Washington Post сообщила, что американские производители оружия набрасываются на индийский рынок, открывая представительства в этом государстве. На протяжении долгих лет на индийском рынке преобладали российские производители оружия. Сейчас Индия старается закупать западное оружие. Израиль является одним из крупных поставщиков индийской армии. В прошлом американское правительство не допустило заключения сделки по поставке разведывательных самолетов между концерном "Таасия Авирит" и индийской армией стоимостью в несколько миллиардов долларов.

Для нас важно, что американское правительство может диктовать Израилю какие сделки он может заключать, а какие нет.

_______________________________________

Выводы

1. Американское правительство может диктовать Израилю какие сделки он может заключать, а какие нет.

2. Израиль может продать технику после согласования с США. Какие неожиданные особенности купленной техники проявятся в самый неподходящий момент ("час Ч") зависит не от  покупателя и не от так называемого продавца, а от правительства США.

_______________________________________

Прогноз

Опыт работы позволяет дать прогноз. Итог прогноза таков: ничего не выйдет.

Почему не выйдет, никто не знает. Но не выйдет. Почему у С.Цивилёва не вышло? Есть предположения, обсуждение которых выходит за рамки статьи. Первое из них такое: а С.Цивилёву было это надо на самом деле?  Он смотрел как оно там? Да вряд ли. Инженеры разберутся. Главное, это оклады назначить. Но не вышло. А Израиль хотел наладить? Вряд ли хотел. Денег хотел. И получил.

Потом стыдно будет. Это точно.

Вот такой прогноз. Дерзайте.

_______________________________________

 

 
 

Ссылки по теме

1. Н.В.Чистяков. ДПЛА Гермес (Hermes 450) для России. Сбор информации [назад]

2. Н.В.Чистяков. Комплекс ДПЛА Гермес" (Hermes 450) для России. Оценка архитектоники [назад]

3. Н.В.Чистяков. Маразм крепчал... [назад]

4. Вашингтон выступил против продажи России израильских беспилотников [назад]

5Открытое письмо генералу В.А.Шаманову  [назад]

6. Н.В.Чистяков. Архитектоника комплексов тактических ДПЛА и геостратегическое положение пользователя    [назад]

 

 

 

 
 

SpyLOG