Н.В.Чистяков

Беспилотная сделка. Годовщина



Год пролетел незаметно. Как вчера прошёл первый вброс информации о предполагаемой закупке израильских беспилотников. [13 ноября 2008 года от начальника Генштаба через депутата Госдумы М.Мусатова].  Как будто вчера появилась статья генерала В.А.Шаманова в "Красной звезде". Будто бы вчера писал я "Открытое письмо генералу Шаманову"и получил от него "Открытый ответ". Казалось, что всё встанет на свои места и беспилотная сделка провалится как абсолютно абсурдная. Увы.

Год прошёл. Контракт заключён, и израильские беспилотники якобы уже поступили в Россию, но где они, никто не знает. Какие-то израильские беспилотники выставлялись в павильоне ВВС на МАКС-2009, но это могли быть и макеты.  Секретность на высоте. Да и сама беспилотная сделка затмилась скандалом с возможным приобретением для ВМФ России французского универсального десантного корабля "Мистраль".

Думается, что реальных полётов с израильскими беспилотниками в России ещё не было. Если бы бы они были, это стало бы известно, несмотря на всю секретность, окружающую беспилотную сделку. Процесс, однако, как-то идёт. Хотя год -- это такой срок, что уже должны бы быть какие-то видимые результаты. С наших бы потребовали.

«Комсомольская правда» пишет, что главком ВВС А. Зелин отказался принимать на вооружение отечественные беспилотники. Они его не устраивают. Покупку своих самолетов он называет «преступлением» - до того они плохи. Вместо них он купит беспилотники в Израиле. Его даже не смущает, что новейшие самолеты нам не продадут, а отдадут устаревшие машины. Видимо, он считает, что подержанная иномарка лучше отечественной новой машины. А ведь "наши спецслужбы уже проведали, что под тайным нажимом США Израиль согласился продать россиянам не современные, а свои устаревшие БПЛА". Без всяких спецслужб об этом писалось год назад. Причём отнюдь не тайно. (Более подробно о высказываниях А.Зелина см. Д.Привольнов."ВВС поддерживают НЕотечественного производителя").

Главком ВВС вообще-то совершенно не та фигура, чтобы высказывать мнения о ТТХ беспилотных комплексов тактического назначения. Военно-воздушные силы такие комплексы по назначению не применяют, а только обеспечивают их эксплуатацию. Да, формальным заказчиком комплекса "Строй-ПД" исторически являются ВВС. Они же технически эксплуатируют этот комплекс и его предшественника -- комплекс "Строй-П". Но это --случайность, происходящая исключительно из-за разгрома армейской авиации реформаторами. Беспилотные комплексы тактического назначения и требования к ним -- это прерогатива Сухопутных войск. Они и заказали через ГРАУ беспилотный комплекс "Типчак".

В этой связи складывается парадоксальная ситуация. И комплекс "Строй-ПД" (ВВС), и комплекс "Типчак" (СВ) созданы промышенностью по Тактико-техническим заданиям Генеральных заказчиков, ВВС и СВ (ГРАУ). Образцы этих комплексов прошли Государственные испытания, то есть соответствуют своим Тактико-техническим заданиям. Теперь один из заказчиков (А.Зелин) заявляет "Мы, к сожалению, не получили беспилотные летательные аппараты с теми тактико-техническими характеристиками, которые нам нужны. Поэтому я никакие акты о приёмке не подписываю". Есть в этом что-то странное, если не сказать большего...

Повторю ещё раз: ТТЗ выдали? Выдали. Госиспытания проведены? Проведены. Образец ТТЗ соответствует? Да. Тогда откуда же претензии к промышленности?

Если в Министерстве обороны не могут сформулировать, что же им надо, то делать для них что что-либо бессмысленно. Сделанное всё равно не подойдёт. Что делать с беспилотниками в нашей армии просто не знают! А название статьи в "Комсомолке" в которой Главком ВВС объявляет преступлением закупку отечественных беспилотников "Россия не смогла сделать свои беспилотники" надо бы заменить на другое "Минобороны России не смогло написать ТТЗ на беспилотники".

Может показаться, что я защищаю комплексы "Строй-ПД" и "Типчак". Отнюдь нет! Я их считаю несовременными. Они пережили своё время, не успев послужить. За современными тактическими комплексами ДПЛА надо обращаться к нам.  Есть и другие малые фирмы, сейчас их  развелось гораздо больше, чем достаточно. Только сначала надо, всё-таки, понять что и для чего делать-то будем. Придётся, конечно, проявить ум и волю, как бы ни хотелось царствовать, лёжа на боку, и ждать когда из-за моря привезут то, сам не знаю что.

Ну, и история в тему>>>

 

 

SpyLOG