Н.В.Чистяков, Главный конструктор

Открытое письмо генералу В.А.Шаманову

 размещено в Интернете по адресу: http://dpla.ru/9122008.htm

 
 

Товарищ генерал!

Вы считаете ("Красная Звезда" от 2 декабря 2008 года):

......

"Еще один крайне важный момент - на вооружении наших подразделений в ближайшее время обязательно должны появиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), прежде всего самолеты-разведчики, в том числе и дистанционно управляемые, позволяющие эффективно вести разведку, не рискуя людьми, и тем самым сократить неизбежные людские потери разведподразделений. Если говорить о действенности БПЛА отечественных разработок, то, несмотря на большую работу, проделанную целым рядом занимающихся этой тематикой предприятий, все имеющиеся разработки, как показало в том числе и их применение в Южной Осетии, пока не отвечают предъявляемым нами к их возможностям требованиям. И бесконечно ждать мы не будем. Позиция министра обороны не только по отношению к БПЛА, но и в целом по оснащению войск всеми необходимыми средствами предельно конкретна: если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей. Так что пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики БПЛА не удивляются, когда узнают, что на вооружение Российской армии поступили самолеты-разведчики того же израильского, например, производства. Скажу больше: министр обороны поставил задачу Генеральному штабу ВС РФ, руководителям центральных органов военного управления, главным командованиям видов Вооруженных Сил и командованиям родов войск провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности. И если сегодняшний потенциал промышленности не позволяет создать отвечающий необходимым кондициям тот или иной образец вооружения или военной техники, проанализировать возможность закупки подобного образца у иностранных производителей. Так, например, уже сегодня во Франции и в Израиле закупаются тепловизоры для нашей бронетанковой и авиационной техники. И я, например, не вижу в этом ничего страшного. Безусловно, нам важно поддержать отечественного производителя. Но все же главным приоритетом в закупочной политике Минобороны, и министр это обозначил более чем конкретно, будет необходимость обеспечения воюющих подразделений всем, что необходимо для эффективного ведения боя, для победы в этом бою. И хотя этот аргумент вроде бы очевиден, приведу еще один наглядный пример. На том же абхазском направлении облет позиций наших войск регулярно совершали грузинские БПЛА израильского производства. И мы в большинстве случаев вынуждены были с этим мириться. Сбивать эти беспилотники с помощью того же зенитного ракетного комплекса Бук слишком дорого, а переносной зенитный ракетный комплекс Стрела его не захватывает. Слишком мало для стоящего на этом ПЗРК тепловизора исходящее от такого беспилотника тепловое излучение. Ну а средства ПВО десантных подразделений - ЗУ-23 - до летящих на высоте порядка 3.000 метров БПЛА просто не доставало."

......

 

 

Отвечу Вам в табличном виде. Так проще, не надо вводных слов:

Генерал-лейтенант В.А.Шаманов Главный конструктор Н.В.Чистяков

 

1. ... должны появиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), прежде всего самолеты-разведчики, в том числе и дистанционно управляемые, позволяющие эффективно вести разведку, не рискуя людьми

В этом весь смысл беспилотной авиации.

Для того более 30 лет назад и были задуманы комплексы тактических ДПЛА реального времени, чтобы в условиях огневого, радиоэлектронного и иного противодействия противника наблюдать цели на его территории без потерь личного состава.

В начале эры комплексов тактических ДПЛА только сохранение жизней людей оправдывало их применение.  Беспилотные комплексы и сами ДПЛА были дороги, поскольку представляли собой уникальные образцы авиационной техники.

С тех пор ситуация существенно изменилась. Появление массовой электроники, реализующей большинство необходимых для беспилотных комплексов функций по цене бытовых приборов, появление новых источников питания, развитие авиамодельных технологий и пр.  радикально снизило потенциальную себестоимость беспилотных комплексов и их составных частей. Это позволило ожидать от беспилотной авиации ещё и дешевизны. Понятно, что беспилотники будут сбивать, собственно для того они и делаются. Поэтому естественно хотеть, чтобы потенциально утрачиваемый беспилотный самолёт был ещё и по возможности дёшев. Вожделеемый Вами "Гермес" стоит 2 миллиона долларов. Каждый самолёт...

 

2....отечественные беспилотники пока не отвечают предъявляемым нами к их возможностям требованиям

Товарищ генерал, Вы, видимо в силу специфики своей службы, не вполне представляете себе существующую систему разработки вооружений и военной техники (ВВТ). Требования к образцу ВВТ задаются тактико-техническим заданием (ТТЗ), которое разрабатывает заказчик, то есть Министерство обороны.

Соответствие разработанного и изготовленного опытного образца ВВТ требованиям ТТЗ подтверждается на Государственных испытаниях, которые тоже проводит заказчик (Министерство обороны). Проверка соответствия образца требованиям ТТЗ является целью Государственных испытаний.

То, что отечественные беспилотники, создаваемые по ТТЗ Министерства обороны, не отвечают Вашим требованиям, может означать одно из двух: либо ТТЗ не учитывает Ваших требований, либо образцы не выдержали Государственных испытаний и должны быть доработаны до соответствия требованиям ТТЗ.

Насколько мне известно, оба беспилотных комплекса, официально разрабатываемых по заказам Министерства обороны, (комплекс "Типчак" и комплекс "Строй-ПД" с ДПЛА "Пчела-1") прошли Государственные испытания. Делайте выводы, товарищ генерал!

 

3. ...если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей

Отечественная промышленность разгромлена. Но комплексы ДПЛА делать она пока может. Другое дело, что материалы и комплектация неминуемо будут в основном зарубежными.  Это к сожалению, неизбежно. Отечественная электронная промышленность истреблена уже давно, разработка и изготовление таких комплектующих изделий как двигатели, рулевые машинки и т.п. отечественным предприятиям экономически не выгодны, отечественные стеклоткани, углеткани, эпоксидные смолы существенно хуже современных зарубежных материалов и нет никакого экономического смысла повышать их качество. Экономический смысл могла бы заменить политическая воля к созданию отечественной элементной базы, но это, увы, лежит за пределами возможного для сложившегося на сегодня общества.

Тем не менее, рано кричать, что всё пропало. Мы всё ещё можем создать комплекс ДПЛА в целом, увязать его электрическими и прочими схемами, обеспечить программно-математически собственными программами.

И одно дело воспользоваться открытостью рынков и приобрести за рубежом некоторые материалы и комплектующие изделия (да хоть те же пресловутые тепловизоры!), а совсем другое дело -- приобрести готовую законченную систему (комплекс ДПЛА). Это означает, что все ключи к приобретённой системе остаются у продавца, и как он ими воспользуется и/или кому передаст, Вам, увы, неподконтрольно, товарищ генерал. Так что, пусть российские военные, не могущие организовать разработку, доводку и постановку на вооружение отечественных беспилотных комплексов для родной Армии, не удивляются, когда"конкурентноспособные продукты", приобретённые у зарубежных производителей, поведут себя неожиданным образом.

Кстати, о "конкурентноспособности для войск". А Вы с кем и как собираетесь конкурировать? Пока ДПЛА сДПЛА не воюют друг против друга непосредственно, и Прохоровских сражений в воздухе не предвидится, по крайней мере, при нашей с Вами жизни, товарищ генерал. Или Вы торговать собрались? Не советую, съедят...

 

4. ...пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики БПЛА не удивляются, когда узнают, что на вооружение Российской армии поступили самолеты-разведчики того же израильского, например, производства

Отечественные разработчики не реагируют на нужды войск, потому что от войск не поступает никаких осмысленных сигналов в виде заказов на НИОКРЫ. Существует монополия на разработку беспилотников для Армии. Эта монополия создана, прежде всего, для "канализации финансовых потоков". Помимо этой монополии никакой заказ к разработчикам поступить не может, а через монополию он тоже не может поступить, иначе какая же это монополия, и какая "канализация"?

Мне думается, что если свершится немыслимое, и израильские комплексы будут закупаться за деньги российского бюджета, то именно упомянутая монополия будет закупать израильскую технику. Это же очень удобно: финансовый поток канализирован, а ответственность за результат лежит на израильтянах. А с израильтян-то взятки гладки.

Если Вас, товарищ генерал, действительно волнует реакция отечественных разработчиков на нужды войск, то я бы рекомендовал провести открытый конкурс отечественных беспилотных комплексов. Что важно для такого конкурса, это чтобы он был открытым. Пусть все участники конкурса дадут свои предложения и реализуют их. А испытания покажут, что такое хорошо, а что такое плохо. Только очень важно, чтобы участие в конкурсе было оплачиваемым, естественно, в разумных рамках. За свой счёт наши разработчики ничего не сделают. Нет собственных финансовых ресурсов, и кредит недоступен, да и возвращать его нечем, сбыта-то нет. 

Очень важно преодолеть вдруг возникшую в общественном сознании нашу униженность по поводу беспилотников. Как будто это невесть что, совершенно нам недоступное. Между тем, Россия делала беспилотники ещё в 1950 году, когда признанному "лидеру", Израилю было совсем не до этого. Слушая ламентации по поводу нашего бессилия, поневоле выразишь удивление, как это наша страна смогла создать ядерное и термоядерное оружие, выйти в космос, освоить океан...

 

5. ...министр обороны поставил задачу Генеральному штабу ВС РФ, руководителям центральных органов военного управления, главным командованиям видов Вооруженных Сил и командованиям родов войск провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности

Все эти люди знают промышленность? Плохо, что министр обороны не привлёк к этому детальному анализу представителей собственно отечественной промышленности: главных конструкторов, директоров предприятий, технологов. По беспилотным комплексам в России можно построить несколько коопераций. У промышленности основные трудности такие: моральный и физический износ основных фондов, старение кадров при отсутствии притока молодёжи, отсутствие оборотных финансовых средств.  Если платить, то эти проблемы решить можно, и довольно быстро. К сожалению, не платят, практически официально заявляя, что всё равно всё разворуют. Ну и воруют, конечно. Хотя воруют, в основном,  до поступления средств в промышленность.

 

6. ...И если сегодняшний потенциал промышленности не позволяет создать отвечающий необходимым кондициям тот или иной образец вооружения или военной техники, проанализировать возможность закупки подобного образца у иностранных производителей

При условии доступа к зарубежным комплектующим (авиамодельным комплектующим типа рулевых машинок, разъёмов, простейшей микроэлектронике) и материалам (качественной стеклоткани и эпоксидке) наладить производство беспилотников небольшого размера можно в любой мастерской. Наземное оборудование тоже можно изготавливать и собирать в любом механическом цеху достаточной площади.

Вам лично, товарищ генерал, как начальнику Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ подчинены заводы полигонного оборудования Минобороны. Я Вам обещаю, что если Вы профинансируете одному из этих заводов изготовление образца комплекса ДПЛА в объёме 20% от стоимости лишь одного израильского беспилотного самолёта "Гермес" (только самолёта!), то этот завод через полгода выпустит из ворот полный комплекс ДПЛА ГрАНТ, который Вы сможете испытывать, пробовать на учениях и в горячих точках. Сначала, конечно, заводу потребуется помощь нашего предприятия, но в дальнейшем он сможет производить эти комплексы самостоятельно в объёмах, ограниченных только платёжеспособностью заказчика. Документацию отдадим. Мною движет не рыночный мотив. За державу обидно...

 

7. ...Сбивать эти (израильско-грузинские, НВЧ) беспилотники с помощью того же зенитного ракетного комплекса Бук слишком дорого, а переносной зенитный ракетный комплекс Стрела его не захватывает. Слишком мало для стоящего на этом ПЗРК тепловизора исходящее от такого беспилотника тепловое излучение. Ну а средства ПВО десантных подразделений - ЗУ-23 - до летящих на высоте порядка 3.000 метров БПЛА просто не доставало

Проблема борьбы с беспилотниками противника, вообще говоря, не связана с возмутившей меня вестью о возможности закупки израильских беспилотных комплексов российской Армией.

Чтобы обеспечить ПВО от вражеских ДПЛА, стоит обратиться к отечественному опыту. 

Например, когда было выявлено, что ДПЛА "Пчела" можно сбить только дорогими ракетами, а стрелково-пушечное оружие или ПЗРК против неё совершенно неэффективны, был проведён ряд экспериментов по сбитию "Пчелы" с вертолёта Ми-8 (полигон ВВС г.Ахтубинск, 1989 год).  Вертолёт, вооружённый пулемётом в салоне, выходил по целеуказанию в район и на высоту полёта "Пчелы". Экипаж проводил визуальное обнаружение "Пчелы", подлетал к ней, и стрелок поражал ДПЛА очередью из пулемёта через открытую дверь. Такой способ борьбы с ДПЛА был признан эффективным. Может быть, эта методика Вам пригодится, товарищ генерал? В конце концов, израильский беспилотник "Гермес" это всего лишь поршневой самолёт весьма приличных размеров (примерно как Як-52). Может быть, и сбивать его надо по старинке, например истребителем на основе спортивного самолёта типа Як-18 (см. фильм "В бой идут одни старики")? Ну и конечно, не надо забывать, что господство в воздухе обеспечивается, прежде всего, уничтожением самолётов противника на земле. А базирование "Гермеса" -- аэродромное.

 

 
  SpyLOG