Главная тенденция ДПЛАстроения

 

 

 

Э.П. Лукашева

 

 

Международный авиакосмический салон МАКС-2003 даёт нам уникальную возможность наглядно проследить эволюцию (а, может быть, революцию?) российских комплексов дистанционно пилотируемых летательных аппаратов тактического назначения для воздушной разведки и наблюдения поля боя. Вряд ли такая же возможность представится нам на следующем МАКСе, старое поколение техники неизбежно уйдёт. Пока же экспозиция МАКСа позволяет проследить всю историю отечественного ДПЛАстроения.

 

 

Имея в виду только практически созданные комплексы и реально летающие ДПЛА, можно назвать три российских комплекса ДПЛА разных лет:

 

ü      комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1»,1990 гг.

ü      гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный ГрАНТ, 2001 г.

ü        ближний разведчик аэродинамический телевизионный БРАТ, 2003 г.

 

Комплексы объединяет общее назначение – наблюдение поля боя в тактической глубине. Внешне же комплексы разительно отличаются.

Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1» размещён на десантном бронетранспортёре (вариант – на тяжёлых армейских грузовиках «Урал»), старт «Пчелы» происходит за счёт двух пороховых ускорителей.

Комплекс ГрАНТ размещён на двух автомобилях УАЗ (фургон и грузовичок), старт ДПЛА происходит за счёт энергии опускающегося груза.

Комплекс БРАТ для малых дальностей (~10 км) – переносный, штатного автошасси не имеет, для больших дальностей (50.. 90 км) пункт управления аналогичен пункту управления комплекса ГрАНТ.

Для старта ДПЛА БРАТ[1] достаточно просто толкнуть его рукой.

 

 

 

Строй-П. Вес ДПЛА 140 кГ

ГрАНТ. Вес ДПЛА 20 кГ

БРАТ. Вес ДПЛА 2,8 кГ

 

Легко понять главную тенденцию – это снижение веса ДПЛА с каждым следующим поколением комплексов почти на порядок (в семь раз). 

 

 

Часто приходится слышать, что сам ДПЛА в комплексе – это не главное. Что главное, при этом, как правило, не говорят. Возможно, что это парадоксальное  утверждение верно, когда речь идёт о комплексах одного поколения. Например, очевидно, что «Пчела» – это далеко не лучший летательный аппарат. Но вряд ли комплекс «Строй-П» существенно бы выиграл при замене «Пчелы» на другой ДПЛА того же веса. Другое дело, когда развитие техники и технологии позволяет совершить качественный скачок и радикально уменьшить вес ДПЛА. При этом:

 

ü      упрощается старт ДПЛА

ü      улучшается сохранность ДПЛА при посадке

ü      облегчается техническое обслуживание и транспортировка ДПЛА

ü     сам ДПЛА и весь комплекс становятся дешевле.

 

Видимо, при смене поколения техники именно ДПЛА является главным элементом комплекса. В рамках же одного поколения техники в комплексе главное – это сам комплекс, то есть отлаженная, состыкованная и испытанная совокупность составных частей, каждая из которых, включая ДПЛА, может быть заменена на более совершенную.

 

 

Миниатюризация ДПЛА не влёчёт за собой автоматической миниатюризации пункта управления. Возможности миниатюризации пункта управления ограничены размером приёмной ТВ антенной.

Для реализации на основе ДПЛА БРАТ-2 комплекса с дальностью действия 50.. 90 км необходима приёмная ТВ антенна большой площади, такая же, как и в комплексе ГрАНТ. Зато транспортно-пусковой установки не требуется вовсе. Запас ДПЛА БРАТ можно транспортировать в пункте управления.

 

Для обеспечения большой дальности действия комплекса на основе ДПЛА БРАТ-2 приходится отказываться от  возврата ДПЛА. Эта жертва искупается дешевизной ДПЛА.

 

 

Если подмеченная тенденция снижения веса ДПЛА сохранится, то ДПЛА следующего поколения будут весить около полукилограмма. Но против линейной экстраполяции тенденции работают законы аэродинамики. Маленькому по геометрическим размерам ДПЛА будет очень трудно летать, он будет буквально вязнуть в воздухе (малое число Рейнольдса).

 

 

В заключение следует отметить, что Главным конструктором всех трёх рассмотренных комплексов является Николай Валерьевич Чистяков.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта http://dpla.ru/

 

 



[1] Варианты ДПЛА БРАТ:

для малых дальностей – БРАТ-ЭлЛА с электрическим двигателем

для больших дальностей (до 90 км) – БРАТ-2 с двигателем внутреннего сгорания.