ДПЛА.ру/Новый комплекс ДПЛА

 

 

 

[ДПЛА.ру/Главное меню]

 

 

 

 

Статья готовилась к публикации в одном из авторитетных изданий в августе 2001 года, перед Международным авиакосмическим салоном 2001 года. Однако под давлением одного очень авторитетного государственного органа независимое издание отказалось публиковать статью.

Таким образом, эта статья – жертва предварительной цензуры. С опозданием почти на два года статья публикуется на ДПЛА.ру. С тех пор ничего не изменилось…

 

 

 

 

 

 

Новый комплекс ДПЛА

Виктор Маркин, Николай Чистяков

 

Виктор Алексеевич Маркин, Генеральный директор Кыштымского радиозавода, головного предприятия по серийному изготовлению комплекса "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1", член Межведомственного координационного совета по ДПЛА.

 

Николай Валерьевич Чистяков, Главный конструктор НПКЦ "Новик-XXI век", в 1985..1990 гг. - зам. Главного конструктора, Главный конструктор комплекса "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1" (НИИ "Кулон"), кандидат технических наук

 

Российские ДПЛА тактического назначения блистательно отсутство­вали на авиасалоне в Ле Бурже, в то время как другие страны представляли по несколько различных комплексов. Российские ДПЛА отсутствовали также и на других состояв­шихся в предыдущие годы выставках вооружений. Исключение составила прошлогодняя "Урал Экспо Армс-2000" в Нижнем Тагиле, на которой демонстрировался в действии серийный комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1" , серийно изготавливаемый Кыштымским радиозаводом. Однако, как известно, исключения подтверждают правило.

Причина отсутствия российских ДПЛА в Ле Бурже очень проста. В России просто-напросто нет современных комплексов ДПЛА тактического назначения.

Предвидим возражения. Действительно, благодаря применению в обеих чеченских кампаниях, широко известен уже упомянутый комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1".  Комплекс состоит на вооружении Российской армии и, по имеющимся откликам, показал себя неплохо. Недавно проведены Государственные испытания комплекса с инфракрасной камерой, о чём сообщалось в печати.

Всё это так. Однако комплекс "Строй-П" не является конкурентоспособным на мировом рынке по причинам высокой себестоимости, дороговизны эксплуатации и морального устаревания (см. подробнее НВО от 16.06.2000). Пишем об этом с горечью, поскольку для обоих авторов комплекс "Строй-П" - родной.

Для внутреннего потребления комплекс "Строй-П" тоже стал дороговат. Закупки комплекса ограничены скудными средствами, выделяемыми Минобороны (по традиции и  они не выплачиваются полностью). Ничего нового для серийного производства наши НИИ и КБ предложить не могут. В результате заводские мощности простаивают, а в армии нет доступных и простых средств РЭБ и воздушной разведки, каковыми являются комплексы тактических ДПЛА.

Между тем, в мире сейчас наблюдается настоящий бум ДПЛА.

Только в США по данным NASA 150 фирм занимаются ДПЛА.

Фирма IAI (Израиль) изготавливает и успешно экспортирует несколько разных вариантов комплексов ДПЛА в течение многих лет, а также сотрудничает с другими странами в разработке таких комплексов. В частности, IAI сотрудничает с нашим традиционным партнёром Индией.

Другой наш традиционный партнёр - Китай - разрабатывает комплексы тактических ДПЛА самостоятельно.

На рынке тактических ДПЛА с несколькими комплексами присутствует Испания.

Заявлен на выставках в Болгарии и Греции украинский носимый комплекс ДПЛА "Ремез-03".

Этот перечень легко можно было бы продолжить, но печальная суть от этого не изменится. На сегодня мировой рынок тактических ДПЛА весьма конкурентен, а при наличии такого опытного и мощного игрока как IAI, во многом монополизирован.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась совершенно неприемлемая ситуация. Россия, которая до недавнего времени была страной, выпускавшей весь спектр вооружений мирового уровня, утратила позиции в такой, казалось бы,  несложной технике, какими являются комплексы тактических ДПЛА. Это - результат технической политики, проводимой в течение предыдущих десяти лет  некоторыми чиновниками заказывающих управлений Минобороны. Принцип этой десятилетней политики: "или шах умрёт, или ишак сдохнет, а пока деньги идут (куда?), да и ладно".  Вот теперь и приходится говорить о комплексе "Строй-П", который на момент окончания Государственных испытаний (1990 год) превосходил все зарубежные аналоги,  такие слова, как "морально устаревший и неконкурентоспособный". А больше говорить не о чем. Приехали, что называется. Нет новых комплексов.

Эта ситуация назревала давно и была видна всем, кто проявлял интерес к тактическим ДПЛА. С тем, чтобы хоть как-то поправить положение, Кыштымский радиозавод и Научно-производственный конструкторский центр "Новик-XXI век" в прошлом году объединили свои усилия с целью инициативной разработки комплекса ДПЛА для воздушной разведки, предназначенного, прежде всего, на экспорт, но при необходимости могущего послужить и Российской армии. Основным требованием к комплексу была выдвинута дешевизна в производстве и эксплуатации при условии превосходства нового комплекса по тактико-техническим характеристикам над своим предком - комплексом "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1". Новый комплекс получил название - "Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный", сокращённо ГрАНТ.

Требование к дешевизне ГрАНТа продиктовала сама жизнь - за свой счёт дорогую разработку не потянуть, да и растянется она на годы. Опыт работы показал, что удешевление комплекса ДПЛА на всех этапах его жизненного цикла достигается, в первую очередь, снижением массы ДПЛА. Экспертами подмечена закономерность, что килограмм высокотехнологичной лётной техники стоит 1..2 тыс. долл. Поэтому для снижения стоимости летательного аппарата и обслуживающего его наземного оборудования в первую очередь необходимо снижать массу ДПЛА. В России уже имеется опыт разработки комплекса дистанционной постановки помех "Мошкара" с ДПЛА малой массы  (см. НВО от 14.04.2000). Судьба комплекса "Мошкара" незавидна (работы по нему не ведутся из-за неоплаты заказчиком изготовления  опытного образца),  но  накопленные заделы и опыт позволили немедленно приступить к проектированию и параллельному изготовлению опытного образца ГрАНТа.

Другим жизненным требованием к ГрАНТу явилось максимальное сужение круга кооперированных предприятий, с тем, чтобы в пределе весь комплекс производился на одном широкопрофильном заводе, каким и является Кыштымский радиозавод. Причина такого устремления проста: опыт серийного изготовления комплекса "Строй-П" показал, что обширная кооперация, унаследованная ещё от плановой системы, в условиях рыночных отношений позволяет смежникам-монополистам взвинчивать цены до небес. В конце концов, это требование так же направлено на снижение производственных издержек, как и максимально возможное снижение массы ДПЛА.

Ещё одним требованием к ГрАНТу стало исключение  расходных средств и материалов из процесса эксплуатации комплекса (кроме топлива, разумеется, но и оно должно быть общедоступным). Опыт комплекса "Строй-П" показал, что зависимость от расходных средств, таких как пороховые ускорители для старта и парашюты для посадки ДПЛА, ограничивает свободу использования комплекса и очень не нравится потребителям. К тому же монопольные поставщики расходных средств могут сделать эксплуатацию комплекса сколь угодно дорогой.

При разработке ГрАНТа учитывались как традиционные требования, предъявляемые к комплексам такого типа, так требования, естественно выдвигаемые взрывным прогрессом развития информационных технологий. Отображение телевизионной разведывательной информации организовано на экранах двух персональных ЭВМ (штурмана и оператора) с обменом информацией между ними по локальной вычислительной сети, а также вывод этой сети на внешнюю панель пункта управления для немедленной выдачи разведданных, включая видеоизображение, внешнему потребителю. Средства радиосвязи комплекса позволяют передавать удалённому потребителю информацию в цифровом виде со скоростью телефонного канала, а также выходить в Интернет.

В качестве автошасси в ГрАНТе использованы самые дешёвые отечественные автомобили УАЗ, но комплекс может быть смонтирован и на других автомобилях, в том числе зарубежного производства. 

Первичная поставка ГрАНТа потребителю включает в себя передвижной пункт управления, транспортно-пусковую установку (оба изделия на автошасси УАЗ или иных, по выбору заказчика) и два ДПЛА, укладываемых в транспортные отсеки ТПУ. Конечно, можно будет приобретать дополнительные ДПЛА и отдельно. Если потребителю потребуется больший возимый запас ДПЛА, то он может отдельно приобрести транспортно-заряжающую машину на том же шасси для перевозки ещё четырёх ДПЛА.

Важнейшим вопросом разработки ГрАНТа явилась целевая нагрузка ДПЛА. В результате было принято решение на первом образце ограничиться телевизионным вариантом нагрузки - тремя чёрно-белыми ТВ камерами с разными полями зрения на гиростабилизированной платформе. Мотивы следующие. Во-первых, телевидение понятно всем, во-вторых, черно-белое изображение имеет преимущество перед цветным при распознавании целей, в третьих, более информативная ИК нагрузка диапазона 8..14 мкм гораздо более дорогая вещь. Принятое решение, конечно, не означает, что ГрАНТ навсегда будет только телевизионным наблюдателем. Объём отсека для целевой нагрузки и грузоподъёмность ДПЛА позволяют установить и ИК камеру диапазона 8..14 мкм, работы над которой уже ведутся.

Кыштымским радиозаводом уже изготовлен опытный образец ГрАНТА.  Сейчас проходят заводские испытания образца, в том числе лётные.

Наши планы: выставить ГрАНТ на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2001 в г. Жуковском (14..19 августа), а к концу года закончить  заводские испытания опытного образца, в том числе в зимних условиях. С начала 2002 года комплекс ГрАНТ будет серийно выпускаться Кыштымским радиозаводом. Заказы на комплекс принимаются уже сейчас.

В этой короткой статье мы намеренно не приводим формальный перечень тактико-технических характеристик ГрАНТа, интересующиеся смогут познакомиться с ними непосредственно на МАКС-2001 и в Интернете.

Конечно, наша кооперация не была тайной за семью печатями. Уже сейчас наши предприятия столкнулись с активным внерыночным давлением со стороны организаций и лиц, не заинтересованных в появлении ГрАНТа. Это естественно, поскольку инициатива всегда наказуема. В нашем случае причина лежит на поверхности: некоторые многолетние разработки в области ДПЛА оказываются устаревшими ещё до поступления конструкторской документации в цеха. Надеемся, что решение судьбы ГрАНТа останется за его потребителями.

 

 

 

 

 

[ДПЛА.ру/Главное меню]

 

 

ДПЛА.ру/Новый комплекс ДПЛА

 

 

 

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.