Э.П. Лукашёва, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор). 

МАКС-2007. Обзор представленных комплексов тактических ДПЛА

 

О МАКСе

Международные авиакосмические салоны на лётном поле аэродрома ЛИИ г.Жуковского давно превратились в народные авиационные праздники. МАКС - это то место, где могут встретиться люди, работающие в той или иной области авиации. Не являются исключением и ДПЛАстроители. Именно на МАКСе они представляют беспилотные новинки, именно на МАКСе и происходит сопоставление достижений различных фирм, фиксация текущего технического уровня разработок.

 

МАКС - это сумасшедший дом. Спросите любого участника МАКСа, поедет ли он на следующий МАКС. Ответом будет - ни за что! Это же - дурдом! Пришлось даже услышать такую трактовку : МАКС - это Мазохистский авиакосмический салон. Предприятия за свои же деньги устраивают себе "весёлую жизнь". Режим, очереди, пробки, жара, грохот двигателей, неразбериха, срыв рабочего ритма фирмы. Но это в период подготовки и в первые дни салона, особенно в Первый день (понимающие поймут). Когда МАКС входит в фазу приёма всех желающих (пятница и далее), то всё чаще в разговорах слышен мотив "и всё-таки море останется морем..." Нигде больше не найти такого места, где Вы встретите друга, шагавшего рядом с Вами по полигону четверть века назад. Здоровья всем! И пожить ещё!

 

МАКС - это попытка собрать вместе всех, для кого естественно удержание тяжёлых предметов в воздухе за счёт аэродинамических и реактивных сил. Рядом стоят и "Белая лебедь" Ту-160, и крохотный беспилотник "Сыч" безвестной пока фирмы "СиЛА" на треноге, и могучий челомеевский "Метеорит", и ДПЛА ГрАНТ, и береговой противокорабельный комплекс крылатых ракет CLUB-M. Есть в этом что-то романтическое, из эпохи неразделённости знания, науки и инженерии, ломоносовское что-то. Но, увы, приходит в голову мысль: пора ДПЛАстроителям создать собственный салон, свою, как нынче говорят, площадку тусовки. Ни к чему нам толпы, грохот реактивных двигателей, пробки и очереди. Десяток ДПЛАстроительных предприятий вполне могут собраться на  своём поле, без посторонних, и обменяться опытом и достижениями. Там же может быть организована и лётная программа ДПЛА. Пока что, за всю историю МАКСов, был зафиксирован единственный демонстрационный полёт ДПЛА: это был ДПЛА БРАТ в лётной программе МАКС-2003. Сложности, сопутствовавшие этому мероприятию, были огромны, а при расстояниях аэродрома ЛИИ, подлежащих преодолению для сбора необходимых подписей, практически непреодолимыми. Но преодоление состоялось, и БРАТ слетал на МАКС-2003. Увы, никто его не увидел и не услышал: слишком малы геометрические размеры БРАТа, и слишком тихо работает его электродвигатель. Су-27 тут выигрывает.

 

Нам представляется очевидным место проведения ДПЛАстроительных миниМАКСов - это аэродром "Шувое" близ г.Егорьевска. Осталось найти организатора. Ясно, что ни одно из предприятий ДПЛАстроения на эту роль не годится - конкуренты проигнорируют приглашение. Организатором мог бы быть Межведомственный центр беспилотной авиации (г.Егорьевск) или какая-то коммерческая структура, близкая ему. Необходимый опыт-то у командира, Геннадия Ивановича, есть. Думается, что мероприятия в этом направлении надо проводить уже сейчас. Иначе это объективно востребованное место организатора ДПЛАстроительных миниМАКСов будет занято людьми и фирмами, далёкими от интересов дела, например организаторами выставки UAVTech на Красной Пресне. Но там не полетаешь. 

 

Экспоненты 1. Динозавры

Экспонентов комплексов тактических ДПЛА на МАКСе было много. Представляется справедливым начать наш обзор с комплексов ДПЛА "Типчак" и "Строй-ПД" корпорации радиостроения "Вега" (конкретно - рыбинского КБ "Луч" и московского НИИ "Кулон" соответственно). И "Типчак", и "Строй-ПД" занимают одну и ту же нишу тактических ДПЛА уровня дивизии-армии. Удивительно, что несмотря на концентрацию государственных финансовых потоков, корпорация "Вега" не охватила весь спектр сегодняшней беспилотной авиации: отсутствуют современный аналог несравненного "Рейса" Главного конструктора Г.М.Гофбауэра, нет и современной "мелкоты" типа американских "Драконьего глаза" (Dragon Eye), "Ястреба пустыни"(Desert Hawk) или "Ворона" (Raven). Представляется, что наблюдатели поля боя типа "Типчака" и "Строя-П" не должны исчерпывать парк беспилотной разведывательной авиации России. Нужны и оперативно-тактические беспилотники класса "Рейса", и миниДПЛА типа ГрАНТа и БРАТа. Корпорация, образованная Указом Президента России, наверное, должна более внимательно отслеживать объективные нужды Вооружённых сил и современные тенденции развития техники. Великая держава заслуживает того, чтобы руководители оборонки и инженеры обеспечили её беспилотной техникой, не уступающей технике вероятного противника хотя бы по номенклатуре.

 

Комплексы ДПЛА "Типчак" и "Строй-ПД" (с ДПЛА Пчела") настолько близки друг другу по своей структуре и назначению, что будет вполне уместно рассмотреть их совокупно. Основной особенностью обоих комплексов можно считать их громоздкость. Каждый из них содержит в своём составе (кроме собственно запаса ДПЛА) наземный пункт дистанционного управления, транспортно-пусковую установку, некоторую совокупность машин технического обслуживания, а то ещё и машину связи с автоматизированной системой боевого управления. Всё это, естественно, размещается на автомобилях типа КамАЗ или Урал. Это было бы неплохо в середине восьмидесятых годов прошлого века, когда и задумывались такие конфигурации комплексов ДПЛА. Сегодня ситуация совсем другая. Возможности средств разведки вероятного противника и его высокоточное оружие просто исключают возможность безнаказанного присутствия таких "цыганских таборов" в прифронтовой полосе. Увы, жизнь не стоит на месте, и то, что было правильным двадцать-тридцать лет назад, сегодня выглядит абсурдным. Особенно в этом плане печальна эволюция комплекса "Строй-П" в комплекс "Строй-ПД": комплекс на одной подвижной единице (десантном бронетранспортёре) превратился в мехколонну.

 

Обсуждаемые комплексы существенно рознятся целевыми нагрузками. Целевая нагрузка "Типчака" представляет собой совмещённую ИК (8..14 мкм) и ТВ систему с развёрткой изображения поперёк направления продольной оси ДПЛА за счёт сканирования и развёрткой изображения вдоль продольной оси за счёт движения ДПЛА. Такой способ синтеза изображения порождает известные сложности при представлении изображения оператору, так как требуется ровненько собрать строки "начёсанные" поперёк полёта в единое поле экрана. Удалось ли это создателям "Типчака"? МАКС не дал ответа на этот вопрос.

 

Зато на комплексе "Строй-ПД" достигнуты впечатляющие успехи по повышению качества изображения от поворотной кадровой вариофокальной ТВ камеры. В старом комплексе "Строй-П" бичом целевого канала были вибрации оптической оси ТВ камеры, порождаемые работой двигателя. В новом комплексе "Строй-ПД" качество ТВ изображения существенно улучшено, благодаря цифровой фильтрации первичного видеосигнала (авторство и реализация алгоритмов фильтрации принадлежат Е.М.Злочевскому) . Изображение приобретает несколько искусственный, "рисованный" вид, но различимость целей типа "танк", автомобиль" значительно улучшается. Работоспособность нового комплекса "Строй-ПД" подтверждена успешным участием комплекса в учениях Шанхайской организации сотрудничества в Чебаркуле (5 успешных полётов ДПЛА "Пчела" из 8 проведённых). Из-за участия комплекса в этих учениях на МАКСе не представлялась материальная часть комплекса "Строй-ПД", а только демонстрировался фильм с кадрами наблюдения поля боя на учениях.

 

Корпорация "Вега" представляла на МАКСе и комплекс "Строй-ПД" с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом "Юлия-Э". Этот комплекс позиционируется как "перспективное средство воздушной разведки в интересах всех видов Вооружённых сил и повышения огневой эффективности артиллерийских, авиационных и других ударных комплексов". ДПЛА "Юлия-Э" является симметричным ответом известному американскому беспилотеику "Предатор". К сожалению, идеологи ДПЛА "Юлия -Э" и комплекса на его основе не осознали бессмысленность именно симметричного ответа на этом поприще. США ведут агрессивные войны против заведомо слабого противника. При этом вполне допустимо использование летательных аппаратов эквивалентных по массе, размерам и скорости лёгкомоторным самолётам. При действиях же против первоклассного противника такой летательный аппарат немедленно станет жертвой ПВО. А он дорогой! К тому же ДПЛА, действующий на дальности 250 км, для обеспечения прямой радиовидимости наземного пункта управления должен летать на высоте не менее 4000 метров над землёй. Высоковато будет для детальной разведки. Представляется, что комплекс для проведения воздушной разведки на оперативной глубине должен строиться по принципу воздушных разведчиков "Рейс": скоростной летательный аппарат, полёт по маршруту на малой высоте, малое время нахождения беспилотника в районе цели, доставка большого объёма разведывательной информации в записи для последующей обработки. И никакого "реального масштаба времени"! При тех объёмах информации, которые порождает такой разведчик, "реальное время" превращается в самообман.

 

Из действительно новых разработок на экспозиции "Веги" был представлен малый ДПЛА (массой 30..40 кг) разработки КБ "Луч". Этот ДПЛА по своей аэродинамической компоновке представляет собой "утку" и практически идентичен "военному беспилотнику" НИИ "Кулон" 2001 года (см. фото с испытаний). В отличие от своего предшественника, представленный ДПЛА (название его не разглашается из соображений секретности) уже совершил два полёта под ручным управлением и остался цел. Это позволяет считать, что КБ "Луч" овладело схемой "утка". Эта схема сложна в отработке, но потом служить будет верно. Старт не называемого ДПЛА предполагается производить из контейнера.

 

(Продолжение следует)

 

 

SpyLOG