Э.П.Лукашева. Тенденция и здравый смысл

 

К МАКСу-2003 была выпущена небольшая статья «Главная тенденция ДПЛАстроения», в которой предсказывалось развитие ДПЛА малых взлётных весов (порядка 1 кг). Мы наблюдаем реализацию прогноза. После появления на МАКС-2003 ДПЛА БРАТ (рис.1) только ленивый не делает запускаемые с руки мини ДПЛА с электроприводом.

 

Рис.1. ДПЛА БРАТ заходит на посадку

 

В той же статье отмечалось, что миниатюризация ДПЛА не влёчёт за собой автоматической миниатюризации наземного пункта управления. Возможности наземной миниатюризации ограничены, по крайней мере, размерами приёмной ТВ антенны, не говоря уже об эргономических факторах.

Тем не менее, сегодня мы наблюдаем повальное увлечение «носимыми» комплексами ДПЛА. Состав типового «носимого» комплекса складывается из запаса  ДПЛА и пункта управления в укладках, например, в рюкзаках или чемоданчиках. Типовым примером может служить израильский комплекс ДПЛА «Птичий глаз 400» (рис.2). Безусловно,  «носимый» комплекс ДПЛА имеет какую-то нишу использования, но бум, наблюдаемый вокруг комплексов такого типа, порождён, видимо, кабинетным мышлением заказчиков и конструкторов. Очень хочется порекомендовать апологетам «носимости» лично взять в руки (вариант – надеть на спины) укладки с оборудованием комплекса и пешком отправиться в поле.

 

Рис.2. Израильский комплекс ДПЛА «Птичий глаз 400» (Bird Eye 400):

·         3 ДПЛА (платформы)

·         2 ТВ и ИК целевые нагрузки

·         Носимая наземная станция управления

·         Радиолиния

·         Источник питания

·        ЗИП

 

После транспортировки комплекса первой трудностью ушедших в поле будет организация рабочего места оператора: а на что садиться и на что ставить монитор, отображающий разведывательную информацию? Предлагаемый в комплексе «Птичий глаз 400» ручной  монитор вряд ли можно рассматривать всерьёз с точки зрения эргономики. Руки быстро устанут, да и в ногах правды нет.  Вторая проблема, с которой неминуемо столкнутся «носители», это засветка экрана на солнце.  Впрочем, пасмурная погода их тоже не порадует – вероятны дожди. И, наконец, покидая позицию после разряда аккумуляторов, наши испытатели с большой вероятностью забудут в поле какой-нибудь предмет.

В свете проведённого мысленного эксперимента с «носимым» комплексом главным направлением в архитектонике мобильных комплексов ДПЛА представляется всё-таки создание комплексов ДПЛА на автошасси. Автомобиль в качестве основы комплекса (рис.3) даёт всё то, чего оказались лишены участники нашего мысленного эксперимента:

1) автомобиль сам по себе является транспортным средством, не надо ничего носить, более того, на автомобиле можно ехать!

2) в автомобиле можно оборудовать комфортабельные рабочие места;

3) автомобиль защитит Вас от дождя и от солнца;

4) автомобиль является опорой для наземных антенн комплекса;

5) автомобиль является источником электроэнергии, не надо полагаться только на принесённые с собой аккумуляторы;

6) постоянно смонтированное на автомобиле оборудование комплекса всегда готово к работе и не потеряется.

 

Рис.3. Белорусский комплекс ДПЛА «Мошкарец»

 

Обычно заявляемые недостатки автомобиля и возражения против них приведены в таблице:

 

Недостаток

Возражение

1. Автомобиль стоит денег

Если автомобиль для Вас дорог, то комплекс ДПЛА Вам, скорее всего, ни к чему

2. Самолётик такой маленький, а автомобиль такой большой

Автомобиль соразмерен людям и существенно меньше не станет. Альтернатива автомобилю – ходить пешком, носить груз на себе и постоянно находиться под открытым небом, солнцем, дождём и ветром

3. Автомобилю нужен водитель

Водить автомобиль сегодня умеют все

 

При создании техники принято руководствоваться здравым смыслом. И тенденция к миниатюризации ДПЛА никак не отменяет этот обычай.

  

SpyLOG

13.08.2007. Э.П.Лукашёва

Использованные в тексте фотографии рис.1 и рис.2, а также многие другие можно получить в полном разрешении, проследовав по ссылке http://www.dpla.ru/200706132.htm