Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор)

Научно-производственный конструкторский центр «Новик-XXI век»

Архитектоника беспилотных комплексов. (Впечатления от выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК UVS-TECH-2008»)

Это вторая выставка беспилотного направления, организованная топливно-энергетическим комплексом. Первая выставка состоялась ровно год назад и тогда же обсуждалась на сайте ДПЛА.ру [1]. За год многое изменилось. Количество экспонентов заметно возросло. Возросла, вероятно, и прибыль организаторов выставки.

Основными интересантами экспозиции были, как и год назад, сами ДПЛАстроители. Но, в отличие от прошлого года, выставку посетили представители Минобороны,  был даже начальник ГРАУ. В прошлом, 2007 году военные демонстрировали «блистательное отсутствие» (В.В.Воронов, «Текнол» [2] ). Факт посещения выставки военными, конечно, никак не скажется на отношении Минобороны к «самодеятельным» ДПЛАстроителям, но хотя бы поможет военным почувствовать современную планку ремесла и не впасть в состояние самодостаточности.

Всё-таки это – комплексы

Разнообразие и большое количество экспонатов беспилотной тематики, представленных на выставке, делают невозможным в рамках небольшой интернетовской статьи поочерёдное рассмотрение экспонатов. Поэтому авторы решили сосредоточиться только на комплексных решениях, предлагаемых экспонентами, и рассматривать их через призму архитектоники [3, 4] предлагаемых комплексов.  Тем более, что само название выставки предполагает экспозицию именно беспилотных комплексов, хотя и с заморской аббревиатурой UVS-Tech-2008.

Почему избран именно архитектонический подход к рассмотрению экспонатов? Дело в том, что, как это ни парадоксально, само понятие комплекса дистанционно пилотируемых летательных аппаратов как единого целого до сих пор не освоено большинством коллективов, занимающихся беспилотной тематикой. Ещё в меньшей степени освоено понятие архитектоники комплекса ДПЛА как общего замысла строения комплекса, обусловливающего сочетание основных и вспомогательных элементов и их взаимосвязи при реализации комплексом ДПЛА своего назначения в реальных условиях среды.  Поэтому зачастую предложения различных фирм грешат бессистемностью и незавершённостью, и сводятся к элементам комплекса, например, к летательному аппарату того или иного типа, автопилоту или  системе отображения информации. Странно, что этой детской болезни подвержены даже фирмы, позиционируемые в качестве столпов отечественной беспилотной авиации, например, НПК «Иркут».

 

Понятие «комплекс» определено основополагающим стандартом ЕСКД  ГОСТ 2.101-68 [5] следующим образом:

Комплекс

Два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

 

Каждое из этих специфицированных изделий, входящих в комплекс, служит для выполнения одной или нескольких основных функций, установленных для всего комплекса, например: цех-автомат; завод-автомат, автоматическая телефонная станция, бурильная установка; изделие, состоящее из метеорологической ракеты, пусковой установки и средств управления; корабль.

Из этого определения следует, что беспилотный разведчик  может быть только комплексом, так как должен содержать в своём составе как минимум два изделия:

1) летательный аппарат;

2) наземные средства приёма и отображения разведывательной информации.

Обычно состав беспилотного комплекса шире. Комплекс, как правило, включает в себя несколько летательных аппаратов, средства их транспортирования, запуска и посадки, средства радиосвязи между наземными средствами и летательными аппаратами в полёте,   средства автоматизации для подготовки полётных заданий, средства хранения и представления информации, средства контроля исправности и др. 

К сожалению, бытует взгляд на летательный аппарат как некоторый центр, вокруг которого концентрируются средства, необходимые для обеспечения его функционирования на всех этапах применения. Такой самолётоцентричный взгляд проповедуется, как правило, выходцами из Минавиапрома или людьми, знакомыми с беспилотной техникой лишь поверхностно. Безусловно, летательный аппарат является основным и самым заметным элементом беспилотного комплекса. Основным, но не главным, а тем более не единственным. Комплекс может содержать в своём составе летательные аппараты разных типов. Пример: комплекс "Строй-ПД" с ДПЛА "Пчела" и ДПЛА "Юлия-Э" (НПО "Вега" НИИ "Кулон").

 Главным в беспилотном комплексе является сам КОМПЛЕКС как совокупность технических средств, обеспечивающая реализацию комплексом своего назначения.

Архитектоника беспилотных комплексов

Понятие архитектоники [3], позаимствовано из архитектуры и строительного дела. Впервые понятие архитектоники беспилотных комплексов было использовано на семинарах в Военной Академии Республики Беларусь [4].

Под архитектоникой беспилотного комплекса понимается общий замысел строения комплекса, обусловливающий сочетание основных и вспомогательных элементов и их взаимосвязи при реализации комплексом своего назначения в реальных условиях среды и обстановки. Архитектонику беспилотного комплекса можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя архитектоника - это замысел строения самого комплекса, а внешняя архитектоника отражает взаимодействие комплекса с внешней средой.

Архитектоника комплекса описывается набором ключевых технических решений, принимаемых на самой ранней стадии создания комплекса заказчиком и Главным конструктором. Конкретно, к основным решениям архитектоники разведывательных беспилотных комплексов относятся:

Решение

Возможные варианты

Выбор способа базирования комплекса

1)    аэродромное базирование

2)    мобильное базирование

3)    стационарное базирование

Обоснование дальности (глубины) действия комплекса

1)    ближняя тактическая глубина (~ до 10 км)

2)    тактическая глубина (~ до 50 км)

3)    оперативная глубина (более 50 км)

Обоснование способа разведки

1)    разведка в реальном масштабе времени

2)    разведка с последующей доставкой  отснятого материала

Обоснование ожидаемой массы летательного аппарата

Континуум вариантов. Масса летательного аппарата является его основной лётно-технической характеристикой и во многом определяет всю архитектонику комплекса.

Кроме того, видимо, существует технико-экономическая константа  «стоимость одного килограмма лётной массы». Эта константа имеет порядок нескольких тысяч долларов

Выбор способа старта летательного аппарата

1)    старт по-самолётному

2)    катапультный старт (в том числе, старт с руки)

Выбор способа посадки летательного аппарата

1)    посадка по-самолётному

2)    парашютная посадка

Выбор способа размещения комплекса на автомобилях

1)    контейнерное размещение

2)    размещение на специальных автомобилях (бронетехнике)

Перечисленные решения по архитектонике являются основными и должны быть приняты в самом начале на основе удовлетворяемой общественной потребности и уровня располагаемых технических возможностей. Эти решения в будущем могут быть пересмотрены и уточнены, а также наверняка повлекут за собой архитектонические решения более низких уровней, например, решение о способе радиосвязи с ДПЛА (прямая радиосвязь, ретрансляция сигналов через другой летательный аппарат или спутник) и др.

Безусловно, поскольку комплекс ДПЛА является существенно радиотехнической системой, то к архитектонике относятся и решения, определяющие распределение потребного энергетического потенциала радиолиний комплекса по цепочкам «мощность передатчика/усиление передающей антенны/усиление приёмной антенны/чувствительность приёмника». Распределение обязанностей среди членов боевого расчёта, распределение основных функций между программами и аппаратурой, между техникой и человеком, между "бортом" и "землёй" - это тоже архитектоника.

В общем, к архитектонике относится всё,  что определяет сочетание различных элементов комплекса и их взаимодействие при работе комплекса в реальных условиях. Архитектоника – это во многом эстетическое понятие. Именно она определяет «интеллектуальную красоту» беспилотного комплекса как продукта человеческой мысли.   Недаром [3] отмечает, что «в широком смысле архитектоника – это строение художественного произведения …, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов…». Увы, не все Главные конструктора понимают это, хотя и носят это звание.

Некоторые комплексы, представленные на UVS-Tech-2008

Комплекс ДПЛА «Типчак». НПО «Вега» (Рыбинское КБ «Луч»)

Комплекс ДПЛА «Типчак» широко известен, что и немудрено. Разрабатывается он уже десятки лет и идейно восходит к комплексу ДПЛА «Строй-А» с ДПЛА «Дятел», эскизный проект которого был разработан в 1978 году с участием некоторых авторов настоящего обзора под руководством первого Главного конструктора советских комплексов ДПЛА О.А.Варрэ.  Не раз обсуждался комплекс «Типчак» и на страницах ДПЛА.ру [1, 4, 11 и др.].

На выставке в натурном виде был представлен только сам летательный аппарат «Типчак», а комплекс в целом присутствовал в виде демонстрируемого на стенде НПО «Вега» видеофильма. «Типчак» как летательный аппрат неоднократно представлялся на различных выставках, в том числе и на прошлогодней (2007 года) выставке ТЭК [1].

ДПЛА "Типчак" на UVS-Tech-2008

Звёздочки на ДПЛА обозначают количество совершённых им полётов (традиция КБ "Луч")

Полноразмерное фото 3,1 Мбайт можно получить по запросу на info@dpla.ru

 Комплекс «Типчак»  в целом был представлен полгода назад на МАКС-2007.

С точки зрения внутренней архитектоники комплекс ДПЛА «Типчак» идеален. Это ярко выраженный представитель комплексов ДПЛА мобильного базирования с размещением на специальных автомобилях. Бедой комплекса является его громоздкость.

В состав комплекса входят [6]:

1)     собственно ДПЛА «Типчак» (6 штук);

2)     транспортно-пусковая машина (ТПМ) на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ;

3)     машина технического обслуживания на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ;

4)     операторская машина на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ;

5)     машина с приемопередающей аппаратурой с антенно-мачтовым устройством на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ;

6)     для связи  комплекса «Типчак» с автоматизированной системой управления войсками привлекается комплекс средств автоматизации на полуприцепе-фургоне с седельным тягачом повышенной проходимости МАЗ.

Чтобы представить себе комплекс в натуральном виде, можно посмотреть на экспозицию комплекса "Типчак" на  МАКС-2007.

Комплекс ДПЛА "Типчак" на МАКС-2007

Снимок сделан от капота машины комплекса средств автоматизации  (седельный тягач МАЗ с полуприцепом-фургоном на снимке не видны, так как они находятся сзади фотографа). На переднем плане  - операторская машина, далее транспортно-пусковая машина с ДПЛА "Типчак" на пусковой стреле и с контейнерами с боевым запасом ДПЛА "Типчак"  (откинуты вдоль борта), на заднем плане - машина с приёмопередающими устройствами и антенно-мачтовым устройством. Машина технического обслуживания в кадре отсутствует.

Полноразмерное фото 4,4 Мбайт можно получить по запросу на info@dpla.ru

ДПЛА «Типчак» оснащен немецким поршневым двигателем мощностью 13 л.с., имеет стартовую массу не более 50 кг, диапазон рабочих высот - от 200 до 3000 м, скорость полета - от 90 до 200 км/ч, массу специального оборудования на борту - до 14,5 кг.

В состав специального оборудования входит, в частности, двухспектральная широкозахватная видеокамера, которая позволяет производить съемки в видимом и инфракрасном диапазонах.

Сведения о дальности действия комплекса рознятся от 40 до 70 км. Вторая цифра является, вероятно, конкурентной, чтобы «Типчак»  не уступал по дальности комплексу ДПЛА ГрАНТ [14]. Безусловно, в комплексе «Типчак» может быть обеспечена радиотехническая  дальность 70 км, но не известно, достаточна ли продолжительность полёта ДПЛА «Типчак» для практического обеспечения дальности действия комплекса 70 км с учётом времени полёта в обе стороны и нахождения ДПЛА в районе цели.  

ДПЛА "Типчак" на МАКС-2007на пусковой стреле транспортно-пусковой машины комплекса

Снимок выразительно демонстрирует разницу между самим ДПЛА и комплексом ДПЛА

Полноразмерное фото 2,7 Мбайт можно получить по запросу на info@dpla.ru

Старт ДПЛА производится посредством пневматической катапульты, посадка - при помощи парашюта. Одновременно в воздухе могут находится два ДПЛА. ТПМ может перевозить шесть аппаратов.

Громоздкость "Типчака" является его недостатком в смысле работы комплекса в реальных условиях прифронтовой обстановки, то есть является архитектоническим недостатком. При современном развитии средств разведки и высокоточного оружия противника комплекс слишком заметен и уязвим.

Комплекс на основе БЛА «Аист» («Юлия-Э»). НПО «Вега» (Московский НИИ «Кулон»).

Этот комплекс аэродромного базирования уже представлялся на прошлогодней (2007 год) выставке UVS-Tech [7]. Сам летательный аппарат в макете под названием ДПЛА «Юлия-Э» позиционировался на МАКС-2007 как составная часть комплекса «Строй-ПД» [8]. НИИ «Кулон» – alma mater отечественных комплексов ДПЛА – тем самым демонстрирует, что комплекс – это самоценная сущность, а летательные аппараты, даже столь различные, как ДПЛА «Пчела» и ДПЛА «Юлия-Э» («Аист») могут входить в один и тот же комплекс.

Сведения о БЛА «Аист» приведены в сообщении [7],  оценка военного варианта БЛА (ДПЛА «Юлия-Э») как симметричного ответа американскому беспилотному самолёту «Предатор» содержится в обзоре [8].

С точки зрения применения комплекса на основе БЛА «Аист» для контроля трубопроводов следует отметить следующее:

1)     аэродромное базирование ограничивает ареал применения комплекса, так как аэродромы есть не везде;

2)     вряд ли обоснована разведка трубопроводов в реальном масштабе времени, поскольку объём информации, поставляемой с такого беспилотника, слишком велик и потребует постоянного дежурства немалого расчёта дешифровщиков на земле. Без автоматизации обработки разведывательной информации комплекс будет работать вхолостую;

3)     летательный аппарат слишком дорог по сравнению с современными малыми ДПЛА типа ГрАНТ, и амортизационные расходы могут стать ограничителем в конкуренции комплекса с пилотируемой авиацией. Не следует забывать и про то, что аварийность беспилотной техники гораздо выше, чем пилотируемой [9]

Обратимся к американскому опыту. При создании «Предатора» во главу угла была поставлена его надёжность. Для этого американские инженеры отказались от не апробированных новинок, а использовали существующие элементы пилотируемых самолётов, включая двигатель, рулевые машинки и шасси. Справедливо считается, что «Предатор» -- это первый успешный проект США в области беспилотной авиации за десятилетия. Но, тем не менее, половина из 60..70 самолётов, выпущенных в период 1995..2002 гг., разбилась, в основном по техническим причинам (подробнее см. статью в «Вашингтон пост» [10]). 

 Комплекс ЗАО «Транзас» на основе ДПЛА «Дозор-2»

Этот комплекс интересен как «чёрт из машины». Реальные комплексы ДПЛА создаются годами и даже десятилетиями (см. пример «Типчака»). Первое заметное для интересующейся публики появление комплекса ДПЛА «Дозор-2», да и самой фирмы ЗАО «Транзас» состоялось полгода назад на МАКС-2007 и знаменовалось периодическими заявлениями по выставочной громкоговорящей сети, что, дескать, явилась такая фирма «Транзас», которая впервые в России создала автоматически летающий самолёт. Многие удивлялись.

Ближайшее рассмотрение комплекса выявило, что он создан на основе известного ДПЛА конструктора А.Ю.Попова (г.Казань). Ранее этот ДПЛА входил в комплекс "Кулон-2" одноименной фирмы и представлялся как отдельно, так и в составе комплекса  на выставках Milex-2005, МАКС-2005, UVS-Teck-2007 [1, 12, 13].

Комплекс "Кулон-2" по своей архитектонике являлся полной репликой нашего комплекса ГрАНТ [14], что видно по фото внизу:

ДПЛА конструктора А.Ю.Попова на транспортно-пусковой установке в составе комплекса "Кулон-2" на МАКС-2005

Комплекс "Кулон-2" является репликой комплекса ГрАНТ [14], вплоть до автомобилей УАЗ. Конструкция стабилизатора в виде обратного V решает две проблемы: 

1) в полёте -- согласование движения ДПЛА по крену и по рысканью при отклонении рулей хвостового оперения; 

2) в процессе предстартовой подготовки ДПЛА -- удобный подвод стартёра к двигателю ДПЛА.

Фото заимствовано из [12]. Исходное нахождение фото в Интернете здесь>>>

Тем, кто занимается реальным ДПЛАстроением, знают, что это дело коммерчески провальное, если, конечно, речь не идёт о бюджетном финансировании и сопутствующих ему явлениях. Ничего удивительного нет в том, что одни и те же ДПЛА и комплексы кочуют с фирмы на фирму. Наверное, и ДПЛА А.Ю.Попова откочевал с провалившегося проекта ЗАО "Кулон-2" [15] в проект ЗАО "Транзас" [16], сменив название на "Дозор-2". Ведь создать комплекс ДПЛА гораздо труднее, чем объявить новый проект.

Представленный на выставке UVS-Tech-2008 комплекс на основе ДПЛА "Дозор-2" разработки ЗАО "Транзас" содержит в своём составе [17]:

1) мобильный центр приема, обработки и передачи информации;

2) три БПЛА, которые в походном положении размещаются в специальных контейнерах;

3)  запасные части и инструменты.

Весь комплекс размещен на базе автомобиля повышенной проходимости типа LAND ROVER DEFENDER 110. 

Для нашего обзора комплекс ЗАО "Транзас" интересен как пример неудачной архитектоники. 

На первый вопрос архитектоники о способе базирования комплекса разработчиками не дано ясного ответа. Если это комплекс мобильного базирования, на что указывают автомобиль повышенной проходимости и контейнеры для ДПЛА, то при чём тут колёсное шасси ДПЛА? Взлёт и посадка ДПЛА с использованием колёсного шасси однозначно требуют подготовленной площадки. Это реальность, а она сурова, и никакими рассуждениями об использовании лужаек и автомобильных шоссе её не уговорить. На мягком грунте колёсное шасси при посадке будет работать как плуг и, скорее всего, будет вырвано из ДПЛА. При посадке на автомобильное шоссе (если удалось перекрыть движение по нему) ДПЛА неизбежно съедет в кювет, так как автомобильные шоссе строятся покатыми к обочинам. Это делается для стока дождевых вод.

Способ базирования обсуждаемого комплекса приходится описать как  аэродромное базирование с возможностью миграции комплекса на другие аэродромы на автомобиле "Ландровер". По сравнению с предыдущим вариантом комплекса ("Кулон-2") произошла утрата качества. Причиной этого явился отказ от транспортно-пусковой установки (ТПУ).

Неясна архитектоника комплекса ЗАО "Транзас" в процессе предстартовой подготовки ДПЛА. В комплексе "Кулон-2" двигатель ДПЛА запускался при помощи стартёра, смонтированного на ТПУ (см. фото выше). Удобство подводки стартёра обеспечивала обратная V-образность хвостового оперения ДПЛА. Сейчас разработчики комплекса предлагают запуск двигателя от руки или ручным электростартёром. Оба варианта сомнительны. Первый не обеспечивает надёжности запуска двигателя, второй -- безопасности оператора. Проблема усугубляется отказом от обратной V-образности хвостового оперения. В результате область доступа к двигателю оказалась заключённой в рамку, образованную горизонтальным хвостовым оперением и хвостовыми балками (см. фото ниже). Можно рекомендовать разработчикам запускать двигатель верёвочным стартёром так, как это делают на простых моторных лодках и на бензопилах. Способ неэстетичный, но эффективный.

ДПЛА "Дозор-2" на выставке UVS-Tech-2008

По сравнению с исходным ДПЛА конструктора А.Ю.Попова (фото выше) ДПЛА "Дозор-2" понёс существенные потери в  аэродинамическом качестве и  в  массе полезной нагрузки из-за появления колёсного шасси. Безусловно, продолжительность полёта ДПЛА существенно сократилась.

Обратите внимание на изменение хвостового оперения по сравнению с [12, 14. 16, 17 и др.]. Факт непостоянства конструкции ДПЛА свидетельствует о продолжающейся отработке ДПЛА. Вероятно, хвостовое оперение изменено под стандартную САУ ООО "Текнол" [17]. При этом затруднён доступ стартёра к валу двигателя ДПЛА

Полноразмерное фото 3,1 Мбайт можно получить по запросу на info@dpla.ru

Отсутствие направленных антенн на мобильном центре приема, обработки и передачи информации показывает, что дальность действия комплекса с ДПЛА "Дозор-2" невелика, видимо, единицы километров. Поднять дальность до десятков километров за счёт повышения мощности бортового передатчика, как это говорили представители ЗАО "Транзас" на стенде выставки UVS-Teck-2008, нереально. Это тоже архитектоника.

 Перечисленные архитектонические недостатки лежат на поверхности и видны при внешнем осмотре представленного комплекса. В то же время, промахи в архитектонике искупаются впоследствии наиболее тяжело. Чтение статьи [16] подтвердило подозрение авторов, что допущенные промахи являются следствием самолётоцентричного взгляда Главного конструктора на комплекс и его взаимодействие с окружающей реальностью.

Комплексы Главного конструктора В.Н. Побежимова ("Эникс")

Собственно комплексов  на UVS-Tech-2008 "Эникс" не представлял. В натурном виде были представлены ДПЛА "Элерон" и "десятка", масштабированная копия "Элерона" на 10 кг. Тем не менее, всем известны комплексы В.Н.Побежимова на основе ДПЛА "Элерон" [18]. 

ДПЛА "Элерон" на пусковой установке на выставке UVS-Tech-2008

Шаг вперёд или возвращение к истокам? Давно забытый всеми "Наводчик" тоже стартовал с пневматической катапульты. Но другой...

Полноразмерное фото 0,45 Мбайт можно получить по запросу на info@dpla.ru

Комплексы В.Н.Побежимова ранее всегда критиковались нами [1] по двум аспектам:

1) тяготение В.Н.Побежимова к "носимому" варианту исполнения комплекса [19]. Практика разрешила наша дискуссию: комплекс ДПЛА "Элерон", поступивший в распоряжение МЧС России, эксплуатируется на автомобиле "ГАЗель", хотя и является "носимым";

2) использование для старта ДПЛА "Элерон" резинового амортизатора (мороз, неудобно, опасно). Жизнь рассудила нас и по этому вопросу (см. фото выше) появлением пневматической пусковой установки нового типа.

Появление пневматических установок того типа, что представлен на фото выше, может многое изменить в ДПЛАстроении. Дело в том, что в этих пусковых установках отсутствует баллон высокого давления и сопутствующие проблемы ( Котлонадзор и пр.). Давление воздуха для пуска ДПЛА достигается обычным автомобильным насосом, питаемым от автомобильного аккумулятора.   

Стоя у стенда ЗАО "Транзас", В.Н.Побежимов изрёк истину, которая ранее была известна ограниченному кругу лиц: "Сделать ДПЛА сегодня не проблематично. Ты ВСЁ сделай, попробуй!" 

Комплекс ДПЛА, вот в чём проблема. Сложность комплекса сама по себе является проблемой, независимо от проблем, присущих составным частям..

 

______________________________________

Ссылки

1. Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор).  11 картинок с выставки UVS-TECH-2007 "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК" с сопутствующими размышлениями [назад]

2. В.В.Воронов, Зам.Генерального директора ООО "Текнол". Двенадцатая картинка с выставки. Дополнение [назад]

3. «Архитектоника». БСЭ. М:, «Сов.энциклопедия», 1969-1978 [назад]

4. Н.В.Чистяков. Архитектоника комплексов тактических ДПЛА и геостратегическое положение пользователя. Доклады на семинаре "Проблемы проектирования комплексов беспилотных летательных аппаратов" в Военной Академии Республики Беларусь 23 мая 2006 года [назад] 

5. Государственный стандарт Советского Союза. Единая система конструкторской документации. Виды изделий. ГОСТ 2.101-68 (переиздание 1995 года) [назад]

6. Беспилотный разведывательный комплекс "Типчак" проходит государственные испытания. Информационное агентство «АРМС-ТАСС». 04.09.2004, 19:29 [назад]

7. СБ-06 ''Аист'' - комплекс с БЛА (''НИИ Кулон''). Сообщение с выставки "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК - UVS-TECH-2007" [назад]

8. Э.П. Лукашёва, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор).  МАКС-2007. Обзор представленных комплексов тактических ДПЛА. Сайт ДПЛА.ру [назад]

9. Н.В.Чистяков. Всё не так уж сумрачно вблизи. Сайт ДПЛА.ру [назад]

10. Half of Predators crash, are shot down. From Mike Mount Washington Bureau - Thursday, January 2, 2003. «Вашингтон пост»  [назад]

11. Н.В.Чистяков. Прошлое, настоящее и будущее тактических ДПЛА в России. Интервью сайту UAV.ru [назад]

12. Дроны на МАКСе. На МАКСе были представлены как действующие модели, так и перспективные разработки БПЛА. Сайт Лента.ру 20.08.2005 [назад]

13. Список предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и других организаций и учреждений - участников 3-й Международной выставки вооружения и военной техники «MILEX – 2005» [назад]

14. Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный ГрАНТ (комплекс ДПЛА). Состав первичной поставки, краткие ТТХ. Сайт ДПЛА.ру [назад]

15. И.Н.Файзрахманов, начальник отдела СУ компании "Кулон-2". Кулон-2: беспилотники для мирных целей. Интервью сайту UAV.ru [назад]

16. Г.Трубников, главный конструктор БПЛА ЗАО "Транзас". ЗАО "Транзас": высокая эффективность БПЛА "Дозор". Аэрокосмический курьер №6 (54) 2007 (ноябрь-декабрь) [назад]

17. "Дозор-2", беспилотный многоцелевой комплекс. Оружие России. Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники [назад].

18. Александр Колмаков, Владимир Шаманов, Валерий Побежимов: Крылатое оружие разведки. Сайт ДПЛА.ру [назад]

19. Э.П.Лукашева. Тенденция и здравый смысл. Размышления об архитектонике носимых комплексов с миниатюрными ДПЛА. Сайт ДПЛА.ру [назад]

 

 

 
  SpyLOG