Н.В.Чистяков, Главный конструктор

 

А был ли мальчик?

_________

Размышления о семействе израильских беспилотных комплексов I-View

 

Беспилотная сделка [1] уже давно на марше. Первое время ДПЛАстроительная общественность предполагала, что речь идёт о закупке у Израиля беспилотных комплексов на основе ДПЛА "Гермес 450" (Hermes 450) по примеру Грузии. Сразу же возник общественный интерес  к "Гермесу 450". Свою лепту в обсуждение "беспилотной сделки" внёс и автор этих рассуждений, опубликовав материалы по ДПЛА "Гермес 450" и о нецелесообразности его использования в интересах Российской Армии [2, 3, 4].

Последние слухи по "беспилотной сделке", проникшие в печать [5, 6], уточнили, ´что именно предполагается закупить:

"Это будут легкий переносной комплекс мини-БПЛА Bird-Eye 400 (взлетная масса — 5 кг, радиус действия — 10 км), тактический I-View MK150 (соответственно 160 кг и 100 км) и БПЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II (426 кг и 250 км). Все они — продукция госкомпании Israel Aerospace Industries"[5].

________________________

Переносный комплекс ДПЛА "Птичий глаз" (Bird-Eye 400) хорошо известен отечественным ДПЛАстроителям и уже рассматривался [7] на ДПЛА.ру  . Сама идея переносного комплекса была признана не самой удачной.

________________________

Гигантский "Искатель" (Searcher Mk II) ничем принципиально не отличается от "Гермеса 450" и здесь его рассматривать не интересно. Тем более, на сайте производителя отсутствует достаточная информация о собственно беспилотном авиационном комплексе на основе этого ДПЛА. Но каков бы ни был этот комплекс, всё сказанное о "Гермесе" в [4] безусловно относится и к "Искателю". Ведь "Искатель" -- это тоже дорогой беспилотный самолёт аэродромного базирования, по размерам сопоставимый с "кукурузником" или, по крайней мере, со спортивным самолётом.

________________________

________________________

 

Тактические беспилотные авиационные комплексы (ТБАК) семейства I-View ни разу не рассматривались на ДПЛА.ру и вообще мало известны. Этому семейству и будут посвящены настоящие размышления. Тем более, что информация к размышлению (©Штирлиц) имеется [ 8, 9, 10,].

Самой важной информаций к размышлению о семействе тактических беспилотных комплексов (ТБАК)  I-View является сообщение об отказе австралийского Министерства обороны от контракта на закупку двух ТБАК I-View250. Состоялся именно разрыв контракта, а не перенос сроков его исполнения  на 2011 год, как ошибочно полагает В.Щербаков в [6]. По ссылке [9] можно прочитать подробное изложение причин разрыва контракта и там же найти ссылку на официальное заявление Министерства обороны Австралии.

Краткое перечисление официальных и неофициальных причин разрыва контракта:

1)  срыв сроков исполнения контракта на два года;

2) крайняя необходимость обеспечения австралийской армии ТБАК такого типа и наличие менее рискованных альтернатив;

3) технические трудности, делающие невозможным исполнение контракта в приемлемые для австралийской армии сроки;

4) недооценка степени готовности разработки ДПЛА I-View 250 и усилий, необходимых для его адаптации под требования австралийской армии;

5) внутрикооперационные  трения из-за претензий израильского соисполнителя (IAI) на головную роль в проекте.

Технические трудности, недооценка степени готовности, сложности с выполнением требований австралийской армии... Естественно посмотреть, что за такие требования у австралийской армии? Какие могут быть трудности с их исполнением? Посмотреть оказалось несложно, требования JP129 находятся в открытом доступе. По ссылке [10] представлен русский перевод этих требований. Там же имеется ссылка на оригинальный текст JP129.

Документ JP129 -- в высшей степени интересный и поучительный. По сравнению с отечественными документами -- это комикс. У нас бы по затронутым в нём вопросам выпустили бы минимум три различных документа, объёмом в несколько десятков страниц каждый.

Это были бы, например:

1) тактико-техническое задание, а скорее -- технические условия на поставку;

2) предложения по оргштатной структуре эксплуатирующих частей и подразделений;

3) докладная записка о состоянии исполнения контракта.

Причём все документы проходили бы по разным ведомствам и никогда не легли бы на один стол.

Тем не менее, документ JP129 в своей сути очень правильный. Одно определение состава желаемого комплекса дорогого стоит:

Assets

Перевод надписей на рисунках

Ground Control Station Наземная станция управления
Ground Data Terminal Наземная станция приёма данных (терминал данных)
Remote Video Terminal Выносной видео терминал
Maintenance Эксплуатация (технологическая машина)
Launch/Recovery Vehicle Пусковая/эвакуационная машина
Air Vehicle Летательный аппарат
Personel/Cargo Личный состав/грузы (транспортная машина)
Headquaters Командование (командирская машина)

Состав комплекса, определённый австралийскими военными, напомнил автору Тактико-техническое задание на комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-2" (1986 г.). К сожалению, тогда это ТТЗ не было реализовано до конца (ускорялась perestroyka и ОКР была прекращена ещё до развала СССР). В сегодняшней России примерно такой замысел реализован в комплексе "Строй-ПД" с ДПЛА "Пчела-1К" и в комплексе "Типчак". Увы, уже прошла четверть века. Безнадёжно устарела и тогда уже устаревшая "Пчела". Да и "Типчак", как ни жаль, не соответствует сегодняшнему уровню беспилотной техники, прежде всего, по летательному аппарату...

Как Главный конструктор хочу подсказать австралийцам, что они, наверное, упустили из виду машину (машины) для транспортировки ДПЛА. Ведь не поедут же ДПЛА "по дорогам всех типов и бездорожью" своим ходом на собственном колёсном шасси! Впрочем, наши Военно-воздушные войска в своё время на этот вопрос мне ответили, что ДПЛА будут носить пленные.

Возможно, что австралийские военные имели в виду, что роль транспортной (и одновременно эвакуационной машины) исполнит машина "Launch/Recovery Vehicle". Поскольку пусковая установка показана размещённой на прицепе, то в комплексе, когда прицеп отцеплен от тягача, не возникает конкуренции по типу "пускать новый ДПЛА или подбирать приземлившийся". В нашем комплексе ГрАНТ и в комплексе "Типчак", где пусковая установка и транспортные отсеки для ДПЛА размещены на общем шасси (транспортно-пусковая установка), такая конкуренция при отсутствии эвакуационной машины теоретически есть.

В комплексе "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" всех поколений за всё время так и не был решён вопрос с средствами сушки и повторной укладки использованных парашютов. Не видно технических средств для этого и в составе комплекса по замыслу австралийских военных. Не исключено, конечно, что современные средства повторной подготовки парашютов достаточно малогабаритны и могут быть размещены в технологической машине ("Maintenance").

Как бы то ни было, это просто мелкие придирки, и следует отметить, что австралийским военным отнюдь не чужд комплексный подход к беспилотному делу, и думают они многоаспектно.

После изучения требований заказчика естественно обратиться к материалам по заделу исполнителя. Это тоже просто. На сайте IAI представлено семейство ТБАК I-View. Имеется русский перевод [8] с ссылками на оригиналы текстов.

Семейство ТБАК I-View составляют три беспилотных авиационных комплекса на основе ДПЛА I-View50, I-View150 и I-View250. Число в названии ДПЛА видимо обозначает номинальную взлётную массу ДПЛА.

Первое. Просмотр израильских материалов по семейству I-View однозначно обнажает глубинную причину, по которой австралийцы не нашли общего языка с израильтянами. Это абсолютная, можно сказать философская, ментальная разница в подходе к беспилотной авиации. Если подход австралийцев -- комплексный, то подход израильтян -- самолётоцентричный.

Второе. Материалы IAI по обсуждаемым комплексам и ДПЛА -- демонстрируют недостаточную ещё отработанность собственно комплексов на основе этих ДПЛА, и, чем больший номер (50, 150, 250) в названии ДПЛА, тем менее ещё отработан комплекс на основе данного ДПЛА.. Об этом можно судить хотя бы по подробности описаний ТБАК I-View50...250 [8, 11].

Даже ТБАК I-View50, видимо, наиболее отработанный, и то вызывает ряд комплексных вопросов. Например:

Надписи на рисунках:

Одна подвижная единица типа "Хаммер" (больше УАЗа, но меньше ГАЗ-66, -- прим. перевод.)

Боевой расчёт: командир и оператор

Воздушный сегмент: ДПЛА с целевой нагрузкой

1) в комплексе заявлена всего одна подвижная единица,  наземная станция, совмещённая с пусковой установкой.. Явно не достаёт:

  • транспортной машины или прицепа для перевозки ДПЛА;

  • эвакуационной машины для подбора приземлившихся ДПЛА;

  • возможно, технологической машины для предполётной подготовки ДПЛА.

2) боевой расчёт комплекса заявлен состоящим из 2-х человек. Этого недостаточно для работы с довольно крупным ДПЛА  и с наземной станцией управления, тем более никаких средств механизации для погрузки ДПЛА на пусковую установку не видно;

3) вызывает сомнение размер антенны для обеспечения приёма широкополосного сигнала с дальности 50 км, хотелось бы антенну побольше. Не ясно также, почему ДПЛА при старте не задевает опору антенны крылом.

Создаётся впечатление, что нам представляют не реально существующий комплекс, а некоторый его предпроектный набросок. Вспоминается, что комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" начинался с аналогичного наброска: "два солдата устанавливают ДПЛА на пусковое устройство..." (фраза из первичного документа "Сценарий работы комплекса "Строй-П". НИР "Зарево" НИИ "Кулон", 1980 г). В итоге оказалось, что для этого действия требуется пятеро. Вчетвером уже трудно. Правда и  "Пчела выросла до 140 кг.

Возможно, что израильтяне сознательно (из рекламных соображений) показывают только "минимальную часть" комплекса, которая выполняет собственно боевую задачу и не показывают "прозу работы комплекса" от пуска к пуску.

Аналогично и в комплексе "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1" первых поколений выделялся "минимальный  состав" на одной подвижной единице с боевым расчётом 2..3 человека. "Минимальный состав" комплекса содержал один ДПЛА "Пчела-1" в транспортно-десантном контейнере (ТДК) и наземный пункт дистанционного управления (НПДУ), совмещённый с пусковой установкой (всё на десантном бронетранспортёре БТР-Д). С выгрузкой ДПЛА "Пчела-1" из ТДК на пусковую установку справлялись два человека. А вот для установки следующих (принесённых пленными) ДПЛА требовалось уже 4..5 человек.

"Полный состав комплекса", включал ещё и технологическую машину на Урале-4320 для регламентного обслуживания и предполётной подготовки ДПЛА,  а также эвакуационно-технологическую машину на ГАЗ-66 для подбора приземлившихся ДПЛА.

________________________

Про состав ТБАК I-View150 говорится совсем коротко: "размещается на двух-трёх лёгких грузовиках". Именно этот беспилотный авиационный  комплекс собираются закупить для Российской армии. Может засекретили?

________________________

Состав ТБАК I-View250 описан так:

1) крытая наземная станция управления;

2) три ДПЛА;

3) пусковая установка;

4) целевые нагрузки, цифровые линии передачи данных.

"Крытая наземная станция управления" наводит на определённые мысли. Видимо, для израильтян обычной является не крытая наземная станция управления, то есть аппаратура россыпью, как в "Птичьем глазе". Хороший анализ "россыпного" подхода содержится в  [7].

Вызывает также вопрос транспортировки и эвакуации с места посадки "трёх ДПЛА", совсем не малых размеров и массы. 

То, что по нашим стандартам (ГОСТ 2.101-68 [12]) в состав комплекса входят только изделия "не соединенные на предприятии-изготовителе сборочными операциями" мы опустим и не будем придираться к включению израильтянами в состав комплекса целевых нагрузок и цифровых линий передачи данных, которые по ГОСТу должны входить в состав других изделий (ДПЛА и/или крытой наземной станции управления) . Что ни город, то норов...

________________________

О самолётоцентричности израильтян

Несмотря на заявления, что во всех беспилотных комплексах семейства I-View старт ДПЛА осуществляется либо с взлётно-посадочной полосы (runway), либо с пусковой установки (launcher), на фото, представленных на сайте производителя (IAI), мы видим только старт с ВПП. Никаких пусковых установок на фото нет, кроме весьма сомнительного в части натуральности изображения (уже приводившегося выше) НСУ, совмещённой с пусковой установкой, для комплекса I-View50.

I-View50 I-View150 I-View250

Особое внимание израильтяне обращают на посадку ДПЛА семейства I-View на парашюте-крыле с работающим двигателем ДПЛА.

I-View50 I-View150 I-View250

На этот "уникальный" способ посадки производители обращают особое внимание потенциальных потребителей, заявляя, что могут посадить  ДПЛА на ограниченную, даже стеснённую, площадку 50х50 м. Фотографий ДПЛА, посаженных на ограниченную площадку, между тем, не приводят.

В своё время (1990 год, г.Ахтубинск)) посадка на парашюте-крыле с работающим двигателем ДПЛА была испытана в комплексе "Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1". Результат был отрицательным. Из-за малой воздушной скорости системы ДПЛА-парашют, не позволяющей преодолеть ветер (а в тот день он был сильным, 12 м/с у земли), ДПЛА был отнесён на несколько километров от заданного места посадки, хотя само приземление ДПЛА было благополучным. Следует признать, что в том единственном испытании раскрытие парашюта было проведено на высоте 200 м, что и обусловило продолжительное снижение и соответственно дальний относ ДПЛА. Наверное, если открывать парашют вблизи земли, то можно уменьшить относ. К сожалению, общая обстановка в стране не способствовала тогда научно-техническим изысканиям.

________________________

В материалах  IAI мы, к сожалению, не находим сведений о радиолиниях комплексов ДПЛА семейства I-View (диапазоны частот, энергетика, ширина спектра или скорости передачи). Видимо, это считается не важным для потребителя. Единственное, что можно понять, что радиолинии комплексов семейства I-View работают только пределах прямой радиовидимости (кстати, для редакторов сайта IAI: "site" и "sight" -- это совершенно разные английские слова). Ретрансляция радиосигналов не применяется ни через спутник, ни через ДПЛА-ретранслятор, как это проектировалось в советских комплексах ДПЛА с 70-х годов. Поэтому единственный способ увеличения дальности действия комплексов (кроме голой энергетики радиолиний) -- это подъём ДПЛА на большую высоту. Чем "старше" ДПЛА семейства I-View и больше дальность действия соответствующего комплекса (50 км, 100 км, 150 км), тем больше максимальная высота полёта ДПЛА (4500 м, 5200 м, 6100 м). Земля-то, по последним сведениям, круглая. А б`ольшая высота полёта требует всё более и более дорогой и тяжёлой оптико-электронной целевой нагрузки...

________________________

Очевидна  разница между основательным комплексным подходом австралийских военных, который они изложили в своих требованиях JP129 [10],  и самолётоцентричным подходом "Израильской авиакосмической промышленности" (IAI). Впрочем, не исключено, что расставание израильтян и австралийцев обусловлено более низменными причинами, чем философские аспекты ДПЛАстроения [13].

Название настоящей статьи навеяно сомнением в реальном существовании комплексов I-View в том виде, в котором они заявляются и предлагаются, то есть тактических беспилотных авиационных комплексов мобильного базирования.

________________________

Два замечания

1. Израильский стиль ДПЛАстроения обычно предполагал силовую установку ДПЛА с толкающим винтом. ДПЛА I-View оснащены силовой установкой с тянущим винтом. Как ГрАНТ.

2. Израильтяне всегда тяготели к аэродромному базированию своих ДПЛА. В семействе I-View по крайней мере на словах заявляется мобильное базирование. Как в русских комплексах "Строй-П", "Типчак", ГрАНТ. На самом деле это, наверное, не реализовано.

________________________

 

Видеофильм производителя (IAI) про семейство беспилотных авиационных комплексов I-View предлагается по ссылке: -View Family Movie.

 

Ссылки

1. Н.В.Чистяков. Маразм крепчал... Сайт ДПЛА.ру  [назад]

2. Н.В.Чистяков. ДПЛА Гермес (Hermes 450) для России. Сбор информации. Часть I   [назад]

3. Н.В.Чистяков. Комплекс ДПЛА Гермес (Hermes 450) для России. Оценка архитектоники. Часть II  [назад]

4. Н.В.Чистяков, Комплекс ДПЛА для России. Комплекс ДПЛА ГрАНТ против "Гермеса" (Hermes 450). Часть III  [назад]

5. И.Коновалов. Межгосударственный оборонный заказ. "Коммерсант" от 7.04.09  [назад]

6. В.Щербаков. Беспилотная лихорадка, или Cюрприз от Mинобороны. Израильское вооружение идет в российскую армию. Независимое военное обозрение от 17.04.09 [назад]

7Э.П.Лукашева. Тенденция и здравый смысл. Сайт ДПЛА.ру  [назад]

8. Семейство израильских беспилотных авиационных комплексов I-View50, I-View150, I-View250 фирмы "Израильская авиакосмическая промышленность" (IAI). Сайт ДПЛА.ру  [назад]

9. Е.Келли. Австралия ищет варианты тактического беспилотника после отказа от I-View 250. Сайт ДПЛА.ру  [назад]

10. Перевод на русский язык документа JP129 "Требования австралийской армии к тактическому беспилотному авиационному комплексу". Сайт ДПЛА.ру  [назад]

11. Сводная табличка данных по семейству тактических беспилотных комплексов (ТБАК)  I-View. Сайт ДПЛА.ру  [назад]

12. ГОСТ 2.101-68  [назад]

13. Австралия и Израиль, 2005 год, декабрь. Проект JP129 на основе израильского беспилотного авиационного коплекса I-View 250. Сайт ДПЛА.ру  [назад]

 

 

SpyLOG