Н.В.Чистяков, Главный конструктор

Игрушечный фоторазведчик XB-39 Eagleye. Попытка инженерно-экономической реконструкции

Так и рождаются нездоровые сенсации...

А. и Б.Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу"

В новостях промелькнуло сообщение (цитируется по Ленте.Ру):

В США поступил в продажу летающий фотоаппарат с радиоуправлением

В американские магазины поступил новый товар - радиоуправляемая модель самолёта, оборудованная цифровым фотоаппаратом. Аэрофотосъёмка производится по нажатию кнопки на пульте дистанционного управления, памяти фотоаппарата хватает на 26 снимков.

Игрушечный фоторазведчик XB-39 Eagleye производится компанией Estes Rockets, которая выпускает действующие модели ракет и самолётов. Новый самолёт имеет размах крыльев почти в полтора метра и способен подниматься на высоту в 300 метров. Модель приводят в движение два пропеллерных электродвигателя, питающихся от аккумуляторов.

Ещё две батареи размера ААА обслуживают фотокамеру с разрешением 640 х 480 пикселей. Передавать картинку по воздуху самолёт не умеет, поэтому снимки будут доступны только после мягкой посадки. К модели прилагается специальная катапульта, облегчающая запуск самолёта. Приобрести "фотомодель" XB-39 Eagleye можно за 150-180 долларов.

 

URL: http://lenta.ru/news/2005/12/06/eagleye/ 

Сообщение об очередной игрушке для американских подростков не заслуживало бы внимания, если бы не его подоплёка. Ссылки внизу заметки ведут на сообщения о боевых беспилотниках. Через некоторое время все забудут о том, что предложенный предмет является всего лишь игрушкой. В сухом остатке останется мысль: "В Америке миниДПЛА в магазинах продаются за одну-две сотни долларов, а у нас промышленность, мало того, что не может сделать ничего подобного, но и ещё несусветные деньги за свою продукцию требует". Для противодействия возможной манипуляции и написана эта небольшая статья.

Терминологическое введение

В области беспилотной авиации часто обнаруживается непонимание термина "дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)". Иногда термин трактуется в буквальном смысле, что, дескать, ДПЛА -- это такой летательный аппарат, который требует непрерывного пилотирования с наземного пункта управления Например, "Рубрикон" пишет:

дистанционно-пилотируемый летательный аппарат
Энциклопедия «Авиация»
дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) — летательный аппарат, пилотируемый человеком (пилотом, оператором), находящимся на пункте управления, располагающемся на земле, на воздушном или космическом летательном аппарате.

Аналогичной точки зрения придерживается в своей разветвлённой и громоздкой классификации и В.В. Ростопчин (см. "Беспилотные авиационные системы. Часть 7").

В практике беспилотной авиации СССР и России термин "дистанционно пилотируемый летательный аппарат", восходит к первому советскому комплексу ДПЛА ("Строй-П" с ДПЛА "Пчела-1") и предшествующим ему экспериментальным образцам (ДПЛА "Комар").

Летательный аппарат в полёте, как и любое твёрдое тело, характеризуется шестью степенями свободы: тремя степенями свободы вращательного движения вокруг центра масс и тремя степенями свободы поступательного движения центра масс. Обычно под пилотированием понимают управление вращательным движением самолёта. В комплексах ДПЛА оператор не управляет вращательным движением летательного аппарата, это делает бортовая система автоматического управления (САУ, автопилот) по заданным уставкам высоты, курса или угловой скорости разворота. Оператор вмешивается только в управление поступательным движением ДПЛА в случаях, когда это необходимо, например, для лучшего наблюдения целей. Оператор также управляет целевой нагрузкой ДПЛА, например, изменяет ориентацию и ширину поля зрения ТВ камеры ДПЛА.

Коротко можно сформулировать такое определение термина: "ДПЛА -- это автоматизированный интерактивный беспилотный летательный аппарат", то есть автоматический летательный аппарат, способный выполнять полёт по заданному маршруту и поддерживать свою ориентацию в пространстве без вмешательства человека, но, в то же время, готовый немедленно реагировать на управляющие воздействия человека-оператора. Желающие более подробно ознакомиться с такой трактовкой термина могут посмотреть статьи [1, 2, 3].

Дистанционное пилотирование, в смысле управления вращательным движением самолёта, имеет место при управлении авиамоделями[5], когда оператор-пилот, визуально наблюдая летательный аппарат, по командной радиолинии непосредственно воздействует на органы изменения углового положения летательного аппарата (элероны, рули высоты и направления, сектор газа). Такое управление возможно только при визуальной обратной связи через наблюдение текущего углового положения летательного аппарата. В истории беспилотной авиации отмечается управление рулями по ТВ изображению, передаваемому с борта ДПЛА.  В своё время (конец 80-х годов прошлого столетия) сообщалось, что таким образом управляется американский миниДПЛА "Пойнтер"[4]. Отечественный опыт такого управления -- отрицательный. Дезинформация о путях развития техники в годы Холодной войны процветала.

В первых советских НИР по ДПЛА (конец 70-х годов) именно оснащение летательных аппаратов автопилотами позволило получить первые работоспособные экспериментальные комплексы ДПЛА, способные вести разведку вне пределов визуальной наблюдаемости летательного аппарата оператором.

 Летающий фотоаппарат XB-39 Eagleye

Что представляет собой товар, о котором сообщается в новостной ленте, из текста сообщения хорошо видно. Подробности  можно найти, пройдясь по упомянутой в новости ссылке и далее. Это -- радиоуправляемая модель-копия, видимо, реально существующего самолёта дальнего радиолокационного обнаружения XB-39 Eagleye. Судя по первой букве "X" в индексе, прототип является экспериментальным образцом.

Чем совершенно точно XB-39 Eagleye не является, так это дистанционно пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА) в описанном выше смысле. Никаких средств автоматизации полёта игрушка не содержит. Управление производится ручным пультом дистанционного управления по двум каналам радиоуправления собственно летательным аппаратом  и по одному радиоканалу передачи команды на съёмку. 

Цена игрушки поначалу удивляет, ибо кажется чрезмерно низкой. Однако при детальном рассмотрении становится понятным, что ~150 долларов -- оптовая цена изготовителя, фирмы Estes Rockets, специализирующейся на игрушках такого типа (модели ракет и самолётов) с 1960 года. Имея современное оборудование для раскройки планеров авиамоделей из бальсы и доступ к дешёвому труду в третьем мире, фирма вполне способна изготавливать игрушки такого типа очень дёшево. Всё бортовое оборудование рассматриваемой авиамодели предельно просто: маломощный и малоканальный передатчик ручного управления (дальность действия 300 метров), цифровой фотоаппарат с характеристиками середины 90-х годов прошлого столетия (вероятно, приобретаемый из неликвидов), самые дешёвые щелочные ("алкалиновые") батареи). Розничная цена изделия примерно на 100 долларов выше оптовой.

Текст и контекст

К тексту сообщения никаких претензий нет. Однако, будучи помещённым на главных информационных лентах Рунета в окружении ссылок на настоящие ДПЛА, оно создаёт ложное впечатление некого технического прорыва США в области беспилотной авиации по цене 150 долларов.  Многократно повторившись в разных новостных лентах, первоначальная информация о поступлении в продажу обычной игрушки приобретает совсем другую окраску и становится дезинформацией (цитируется по Hizone.info, сетевому журналу, посвящённому высоким технологиям ):

Estes XB 39 Eagleye - шпионский ДУ самолет с цифровой камерой>

Вы мечтаете увидеть землю с высоты птичьего полета и отснять эти кадры, но не летаете на настоящих самолетах? Теперь эта мечта может стать реальностью: самолет с дистанционным управлением и цифровой камерой Estes XB 39 Eagleye.

Гигантский Eagleye имеет размах крыльев 140 см, длину 86 см и два двухконтурных турбовентиляторных двигателя. Но самое лучшее, это то, что вы сможете сделать до 26 аэроснимков, с помощью пульта. А потом можно будет передать отснятые фотографии на компьютер.


В комплекте поставки есть две перезаряжаемые батареи для самолета, с помощью которых он будет летать все время, лишь прерываясь для того, чтобы поставить вместо разряженной батареи заряженную. А для передатчика и камеры потребуется еще 8 "ААА" батареек, их придется докупать отдельно к набору за $150.

В этом сообщении уже всё звучит гораздо серьёзнее: и самолёт-то "шпионский" и "гигантский", и "с дистанционным управлением"  и речь идёт о том, чтобы "передать отснятые фотографии на компьютер"... При этом не поясняется, что самолёт "шпионский" только в воображении играющего мальчишки, "гигантский" он (1 метр 40 сантиметров в размахе) только для игрушки, а "дистанционное управление" обеспечивается на дальности 300 метров. Не поясняется также, что "передать отснятые фотографии" можно только после посадки авиамодели по кабелю, а не по радиолинии в полёте. Про "турбовентиляторные двигатели" нечего и прокомментировать... 

Даже грамотный, но далёкий от ДПЛАстроения читатель, может поверить в чудеса за 150 долларов. Возможности современной техники велики есть.. В том числе, и возможности техники манипуляции сознанием.

 

Литература

1. Н.В.Чистяков. Что такое БПЛА. Авиа.Ру

2. Н.В.Чистяков. Что такое ДПЛА. Авиа.Ру

3. Н.В.Чистяков. Э.П.Лукашева. И всё-таки! Что такое ДПЛА. Авиа.Ру

4. Pointer. UAV Sysytem. AeroViroment Inc.

5. А.Перфильев. Техника пилотирования радиоуправляемых моделей самолётов.