Информация по американскому ДПЛА "Ворон" (Raven) и сравнение с ДПЛА БРАТ

 
   
  ДПЛА "Ворон". Предполётная подготовка (предположительно)  
   
  ДПЛА БРАТ. Предполётная подготовка  

Лётно-технические характеристики ДПЛА и некоторые характеристики комплексов на их основе

(в соответствии с таблицей характеристик ДПЛА "Ворон" сайта GlobalSecurity.org)

 

Характеристика

"Ворон"

БРАТ

Изготовитель АэроВайромент Инк. (AeroVironment Inc) НПКЦ "Новик-XXI век"
Назначение Наблюдение поля боя Наблюдение поля боя
Аналог ДПЛА "Пойнтер" ДПЛА "Пойнтер"
Размах крыла 1,5 м 2 м
Длина 1 м 1 м
Двигатель Электрический Электрический
Крейсерская скорость 96 км/час 90 км/час
Дальность действия 10 км 10 км
Потолок 5000 м 5000 м
Продолжительность полёта 60..80 мин (по информации ниже - 45.. 60 мин) 40..60 мин
Целевая нагрузка Сменная: ТВ или ИК ТВ
Цена ДПЛА 35 тыс. ам.долл 15 тыс. ам.долл.
Пользователи США -
 

 

Информация по ДПЛА "Ворон"

(перевод статьи "RQ-11 Raven" с сайта GlobalSecurity.org)

Со своим весом 4,5 фунта (1,7 кг), размахом крыла 5 футов (1,5 м) и длиной всего 38 дюймов (96 см) ДПЛА  «Ворон» является, наверное, самым маленьким ДПЛА в армии, но его возможности в воздушной разведке быстро заслужили уважение батальонных командиров в Ираке и заполнили нишу батальонного уровня, где более крупные ДПЛА недоступны. Хотя он не так велик и обладает не такими возможностями, как другие тактические ДПЛА, «Ворон» обеспечивает подразделения огромным объёмом разведывательной информации в реальном масштабе времени, которая ранее была доступна только на высших уровнях командования.

Техника ДПЛА не нова для военных. Однако, поскольку, как правило, беспилотники требуют взлётных полос и обученных операторов, то оптимально эксплуатировались они только на высших уровнях командования. Поскольку собранные разведывательные данные должны потом проделать свой путь на низшие уровни, то они зачастую устаревали для батальона. Кроме того, поскольку один и тот же ДПЛА должен обслужить несколько конкурирующих запросов, некоторые подразделения были вынуждены ждать, пока другие обслуживались в приоритетном порядке. Со свои собственным «Вороном» подразделения получают возможность выполнять практически немедленные, по первому требованию облёты интересующих мест для детальной разведки в реальном масштабе времени без риска для жизни солдат, существенно улучшая знание обстановки.

ДПЛА мал и может транспортироваться в трёх небольших контейнерах, которые укладываются в рюкзак. Боевой расчёт может брать их с собой и применять ДПЛА с любого места, где бы ни находился патруль. «Ворон» снабжается тремя типами камер которые можно монтировать в носу ДПЛА: 1) электрооптическая (ТВ) камера, которая может передавать изображение либо с носовой, либо с боковой камеры; 2) носовая ИК камера или 3) ИК камера бокового обзора. ИК техника пока слишком громоздка для того, чтобы обе ИК камеры одновременно уместились внутри носовой части ДПЛА. Камера имеет фиксированное поле зрения и не обеспечивает слежения за целью, однако обладает достаточным разрешением для распознавания человека с оружием. «Ворон» обеспечивает продолжительность полёта от 45 до 60 минут. В комплексе поставки имеется запасная батарея и зарядное устройство, подключаемое к автомобилю «Хаммер», поэтому боевой расчёт может приземлить «Ворона», вставить новую батарею и вновь отправить его в полёт.

«Ворон» даёт военным целый ряд возможностей. Наиболее важные из них – это наблюдение в реальном масштабе времени текущего состояния беспокоящих мест за горизонтом. Хотя подразделения оснащены большим количеством современных средств наблюдения, ни одно из них не может сравниться «Вороном», который обеспечивает. круглосуточный детальный мониторинг в реальном масштабе времени  Он также позволяет подразделениям вести разведку, наблюдение и рекогносцировку опасных зон, не подвергая солдат риску и делая мониторинг зон специальными подразделениями менее заметным.

Со своей скромной дальностью действия «Ворон» обеспечивает разведку над заданной площадью минута в минуту. Днём и ночью видеовозможности «Ворона» существенно помогают в составлении общей картины обстановки. «Ворон» может летать автоматически с навигацией по GPS, а при необходимости может управляться оператором вручную.

«Ворон» может быть запущен в считанные минуты с руки, аналогично авиамодели. Он приземляется на автопилоте в парящем полёте и падает на землю, без использования посадочного оборудования или тщательно подготовленных посадочных площадок. Поскольку «Ворон» взлетает и садится таким образом, он не требует сложного оборудования для своего обслуживания и идеально подходит для подразделений переднего края. Автоматизация и GPS также делают работу с «Вороном» простой, не требующей обученных операторов и лётных навыков.

История программы «Ворон»

В 1999 американская армия приобрела четыре ДПЛА FQM-151 «Пойнтер» для программы отработки передовых технологий проведения войсковых операций на городской территории. Комплекс «Пойнтер» был признан полезным, но наземная станция управления была слишком громоздка, чтобы быть на самом деле переносной. Производителя «Пойнтера» фирму «АэроВайронмент» (AeroVironment) попросили разработать станцию меньших размеров.  В свою очередь компания также разработала и летательный аппарат меньших размеров, названный «Вороном». Он был примерно вдвое меньше «Пойнтера». Образец летательного аппарата для подтверждения концепции, названный «малый ДПЛА «Вспышка» (Flashlight)» SUAV – small UAV) совершил первый полёт в октябре 2001. Позднее, в 2002 году, «Вспышка» была переработана в полноценного «Ворона» в рамках армейской программы демонстрации передовых технологий «Следопыт» (PathFinder). Прототип «Ворона» был изготовлен вручную и не пригоден для массового производства. Поэтому первая версия ДПЛА для  установочной партии малого объёма получила название «Ворон, Блок 1» (Block I Raven) и была поставлена в мае 2003 года. Эта версия имела фюзеляж новой конструкции с легкосъёмным носовым отсеком сменной целевой нагрузки. Испытания «Ворона, Блок 1» выявили ряд недостатков, включая трудность посадки ДПЛА и неудовлетворительную стабилизацию ДПЛА в полёте.

Недостатки версии «Ворон, Блок 1» были исправлены  в версии «Ворон, Блок 2», которая была поставлена в армию в сентябре 2003 года. Версия «Блок 2» была испытана в Афганистане, и Управление специальных операций в конце 2004 года заказало в итоге 179 комплексов «Ворон» с тремя ДПЛА в каждом. ДПЛА «Ворон» было дано официальное обозначение RQ-11A.

В сущности, RQ-11A является уменьшенным ДПЛА FQM-151 «Пойнтер», но благодаря улучшенным технологиям может нести ту же навигационную систему, систему управления и целевую нагрузку. Работа с комплексом «Ворон» практически идентична работе с «Пойнтером», благодаря чему переход на новый комплекс очень прост. ДПЛА «Ворон» весит около 1,9 кг , имеет продолжительность полёта 80 минут и практический радиус действия 10 км. Скорость его полёта находится в диапазоне 45.. 95 км/час при типовой высоте применения от 30 до 300 метров. ДПЛА RQ-11A может управляться либо дистанционно с наземной станции, либо совершенно автономно по GPS по промежуточным пунктам маршрута. ДПЛА по команде, выдаваемой одним нажатием кнопки, может немедленно вернуться к точке старта. Стандартная целевая нагрузка ДПЛА включает цветную ТВ камеру на ПЗС или инфракрасную камеру.

В начале 2005 года в совокупности были построены более 1300 ДПЛА «Ворон» при ещё 2000 по контракту, а к 2006 году армия собирается решить, будет ли «Ворон» долгосрочным приобретением, или он будет заменён так называемыми микро ДПЛА (MAVs – Micro Air Vehicles). Сообщают, что Управление Специальных операций ВВС США закупило неизвестное количество «Воронов».

Один ДПЛА «Ворон» стоит 35 тыс. ам. долларов, а полный комплекс стоит 250 тыс.ам.долларов.

 

SpyLOG