Н.В.Чистяков, Главный конструктор 

"Жаворонок-I" и "Жаворонок-II"

Мини ДПЛА израильской фирмы "Элбит Системс"

The Skylark ground control console, a mobile fully integrated system utilizing a ruggedized laptop and customized controllers.

Жаворонок-I (Skylark-I)

 

Жаворонок-II (Skylark-II)

Семейство комплексов мини ДПЛА "Жаворонок" (Skylark) фирмы "Элбит Системс" [1] состоит из двух комплексов:

1) носимого комплекса с ручным стартом ДПЛА ("Жаворонок-I")

2) возимого комплекса с катапультным стартом ДПЛА ("Жаворонок-II") .

 Оба комплекса созданы на основе ДПЛА нормальной самолётной схемы с электрической силовой установкой  с тянущим воздушным винтом.  Конструктивной особенностью ДПЛА в обоих комплексах является исполнение планера с силовой установкой и отсека с бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) в виде отдельных модулей, что увеличивает потенциал модернизации ДПЛА. Материалы и конструкция обоих ДПЛА практически идентичны.

Информация о тактико-технических характеристиках комплексов довольно скудна. На сайте производителя о "Жаворонке-I" сказано скупо [2]: "Жаворонок" представляет собой носимый запускаемый с руки ДПЛА для ближней разведки и наблюдения. Применение: обеспечение безопасности периметра, наблюдение границ и побережий, наблюдение в целях борьбы с терроризмом и нарушениями закона."

В журнальной статье [3] указывается также на применение "Жаворонка-I" для артиллерийской разведки. В этой же статье описан способ применения ДПЛА: "Мини ДПЛА перед применением быстро собирается одним человеком и запускается рукой. Посадка в заранее намеченном месте производится плоским штопором на надувную подушку, защищающую целевую нагрузку. В течение всего полёта ДПЛА управляется автономно, передавая на наземную станцию управления в полевом исполнении, непрерывное видеоизображение и телеметрическую информацию".

Там же содержатся сведения по материалам и конструкции "Жаворонка-I". Крыло и хвостовое оперение изготовлены из лёгких композитов. Трубчатый фюзеляж также композитный. Авионика и целевая нагрузка заключены в контейнер, который крепится к трубе фюзеляжа снизу. Целевая нагрузка установлена в 4-рамочном кардановом подвесе. В качестве основной целевой нагрузки ДПЛА применяется дневная ТВ камера, опционально применяется ИК камера диапазона 3..5 мкм. Масса целевой нагрузки в ТВ варианте 0,5 кг, в ИК варианте - около 1 кг. Взлётная масса ДПЛА не указывается, но, судя по фото запуска, составляет примерно 4 кг.

Интересен способ наблюдения целей с ДПЛА "Жаворонок-1". Целевая нагрузка и сам ДПЛА управляются совместно так, что это интуитивно понятно оператору. Целевая нагрузка наводится на цель, а ДПЛА совершает круговой манёвр, позволяющий постоянно наблюдать цель. Оператор может задать как точечную цель, так и маршрут, по которому должна следить камера и лететь ДПЛА. Изображение от целевой нагрузки выводится на экран, на котором одновременно отображается и карта с обстановкой. 

Комплекс ДПЛА "Жаворонок-I" впервые был предъявлен в 2003 году на авиационном салоне в Париже. В течение 2003..2006 гг. комплекс поступил на службу в армии нескольких стран: Израиля, Нидерландов, Канады, Австралии.

Не всё гладко с практической эксплуатацией комплекса "Жаворонок-I"[4]. Канадские военные в Афганистане приостановили использование комплекса в операциях после серии непонятных отказов. Технический руководитель программы по ДПЛА канадской Армии высказался так: "Большинство ДПЛА не летают в Афганистане. По какой-то причине в некоторых районах страны происходит следующее: всё идёт прекрасно и сегодня ДПЛА летит. Тот же ДПЛА сегодня же вечером не летит. В итоге пришлось прекратить полёты до выяснения причины отказов".

Другие нарекания  канадских военных на комплекс "Жаворонок-I":

1) при ярком солнечном свете на экране ничего не видно;

2) комплекс не сопрягается информационно с комплексом ДПЛА Sagem Sperwer предыдущего поколения и другими средствами канадской армии.

Что касается засветки экрана, то нам остаётся очередной раз удивиться желанию военных разных армий и потакающих им производителей мини ДПЛА делать так называемые "носимые" комплексы. Проблема засветки и ряд других проблем исчезают, если разместить комплекс на автомобильном шасси (см.подробнее [5]). А автомобиль всё равно всегда участвует в работе. Носить "носимый" комплекс никого не заставишь. Тяжело и неудобно. К чести компании "Элбит Системс" следует отметить, что ДПЛА "Жаворонок-I" может управляться и от наземной станции комплекса "Жаворонок-II", которая, в свою очередь, совместима с более крупными ДПЛА "Гермес" (Hermet) 180, 450 и 1500.

Комплекс ДПЛА "Жаворонок-II" [6, 7] основан на более крупном ДПЛА со взлётной массой 35 кг и имеет дальность действия 50 км при заявляемой продолжительности полёта ДПЛА 6 часов. Размах крыла "Жаворонка-II" составляет 4,2 м. Мощность силовой установки на электрическом двигателе  на этапе взлёта и набора высоты - 4 кВт. Силовая установка выполнена псевдотандемной. После набора заданной высоты один из "каналов" силовой установки для экономии энергии отключается. Даже при одном двигателе имеет место частичное резервирование силовой установки. При отказе одного из "каналов" силовой установки автоматически включается второй, что позволяет ДПЛА закончить выполнение своей задачи или, по крайней мере, вернуться на базу. Аккумуляторные батареи размещены в том же подвесном контейнере, что и БРЭО.

Целевая нагрузка ДПЛА "Жаворонок-II" состоит из цветной ТВ камеры и ИК камеры диапазона 3..5 мкм с тремя фиксированными полями зрения. Опционально в состав целевой нагрузки включается лазер для подсветки целей.


Знакомство с семейством "Жаворонков" и сопоставление с отечественными разработками позволяет сделать некоторые выводы:

1. Концепция миниДПЛА прокладывает себе дорогу в жизнь, хотя и с трудом, как это и предсказывалось в наших публикациях [8]. Особенно следует отметить постепенное заполнение ниши мини ДПЛА типа ГрАНТ: американская "Серебряная лисица" [9], израильский "Жаворонок-II".

2. Семейство комплексов ДПЛА "Жаворонок" подобно ряду отечественных комплексов ДПЛА БРАТ и ГрАНТ: один комплекс ближнего действия (~10 км) с ДПЛА с ручным запуском, второй комплекс тактической глубины (~50..70 км) - с более крупным ДПЛА с катапультным стартом. Видимо, такой набор покрывает большинство реальных потребностей в тактических ДПЛА.

3. Для мини ДПЛА складывается типовое аэродинамическое решение - ДПЛА нормальной самолётной схемы с тянущим винтом. (Особняком тут стоит казанский мини ДПЛА "Элерон" казанской компании "Эникс", он имеет аэродинамическую схему "летающее крыло" и толкающий воздушный винт).

4. Силовые установки мини ДПЛА будущего, видимо, будут электрическими. Применение электрических силовых установок на отечественных ДПЛА типа ГрАНТ пока сдерживается высокой стоимостью лёгких аккумуляторных батарей высокой ёмкости.

Заключение

Комплекс ДПЛА "Жаворонок-II" (Skylark-II) международным изданием Popular Science, чья читательская аудитория насчитывает около 6,5 млн. человек, признан главным технологическим достижением 2006 года [10].

Фактический прототип - отечественный комплекс ДПЛА ГрАНТ существует с 2001 года.


Ссылки:

1. Elbit Systems Ltd. News Bulletin

2. Elbit Systems Ltd. Skylark

3. Defence Update. International Jnline Defence Magazine. Skylark I Miniature Aerial vehicle. Elbit Systems (Israel)

4. Flight. Canada silences Elbit Systems Skylark I hand-launched unmanned air vehicles from missions in Afghanistan after series of mystery failures. By Peter La Franchi. 7/11/06

5. Сайт ДПЛА.ру. Н.В.Чистяков. Архитектоника комплексов тактических ДПЛА и геостратегическое положение пользователя. Доклад на семинаре "Проблемы проектирования комплексов беспилотных летательных аппаратов" в Военной Академии Республики Беларусь 23 мая 2006 года 

6. Elbit Systems Ltd. Skylark-II

7.  Defence Update. International Jnline Defence Magazine. Skylark II. Small UAV/Elbit System

8. Сайт ДПЛА.ру. Э.П. Лукашева, Н.В.Чистяков. «Новые» или миниДПЛА. 2003 г.

9. Сайт ДПЛА.ру. Н.В.Чистяков, Главный конструктор. Американский комплекс ДПЛА Silver Fox или русский след «Серебряной лисицы»  (сопоставление с отечественным комплексом ДПЛА ГрАНТ). Статья декабря 2005 года

10. Сайт UAV.ru. Новости. 2006-11-09 11:27 - Израильский беспилотный самолет признан главным технологическим достижением года


SpyLOG