Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор)

Научно-производственный центр "Новик-XXI век"

11 картинок с выставки UVS-TECH-2007 "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК" с сопутствующими размышлениями 

Выставка UVS-TECH-2007 "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК" (30.01..1.02.2007, Экспоцентр на Красной Пресне) у многих посетителей и участников породила вопрос: "А какова цель выставки?" Представителей ТЭК, оценивающих те или иные комплексы, летательные аппараты и их оборудование, на выставке нами замечено не было. Или таковые представители тщательно скрывались, максимально сокращая время своего пребывания в выставочном зале. Основными интересантами экспозиций были сами ДПЛАстроители различных фирм и направлений. Поэтому мы решили, что целью выставки было создание площадки для встреч ДПЛАстроителей и их взаимного ознакомления с текущими разработками. Поскольку в современном мире выставочная деятельность превратилась в самостоятельную область бизнеса, то будем считать, что топливно-энергетический комплекс  успешно пополнил свои карманы платой за выставочные места, полученной с сообщества ДПЛАстроителей, а ДПЛАстроители познакомились с уровнем техники друг друга и с текущими тенденциями ДПЛАстроения.

Предлагаемые "картинки с выставки", не претендуя на полноту и глубину обзора, представляют собой ряд наблюдений и размышлений авторов у наиболее заметных экспозиций. 

Самые маленькие миниДПЛА

Сначала о миниДПЛА малого класса (масса - первые единицы килограммов, типа ДПЛА БРАТ, "Элерон" см. фото рис.1 ниже). 

Рис.1. ДПЛА БРАТ (на переднем плане) и ДПЛА "Элерон" ("летающее крыло" на заднем плане) на выставке UVS-TECH-2007 в составе экспозиции НПК "Иркут"

Таких миниДПЛА и комплексов на их основе было представлено много. Можно сказать, что миниДПЛА  малого класса царили на выставке. Это и понятно. Для разработки и постройки таких миниДПЛА не требуется больших вложений и освоения каких-то уникальных технологий. Сегодняшняя общедоступная авиамодельная технология и комплектация позволяют легко собрать образец миниДПЛА. Структура комплекса ДПЛА давно стала общественным достоянием: командно-телеметрический радиоканал, ТВ радиоканал, антенны и средства отображения на основе персональной ЭВМ. Всё доступно. В то же время, ДПЛА и, тем более, комплекс на его основе, представляет из себя весьма наукоёмкий продукт, что позволяет назначать на него высокую цену, основной составляющей которой является "интеллектуальная рента". Ожидается и взрывной рост спроса на миниДПЛА. Объективные потребности народного хозяйства и силовых ведомств в такой технике велики, и осознание этого факта потенциальными потребителями не за горами. Одновременно с увеличением объёма продаж следует ожидать и радикального снижения цен, ведь себестоимость-то миниДПЛА малого класса всё-таки объективно мала.

Интересно, что все представленные миниДПЛА малого класса делятся на два типа: ДПЛА нормальной самолётной схемы и ДПЛА типа "летающее крыло". Увлечение разработчиков "летающим крылом" удивляет. Такой ДПЛА неудобно, а с толкающим винтом и просто опасно, запускать с руки. А ведь возможность старта с руки, по нашему мнению, - одно из важных потребительских качеств миниДПЛА. Тянущий винт имело только 1-килограмовое летающее крыло фирмы "Захаров А-левел". Но держать его в руке всё равно неудобно.

Мы видели единственное хоть как-то оправданное применение летающего крыла - это ДПЛА "Элерон". Благодаря складыванию по продольной оси "Элерон" переводится в компактное положение для хранения и транспортирования без разборки на составные части. Но за толкающий винт пришлось заплатить стартом с помощью хоть и простого, но всё-таки специального устройства - резинового жгута, натягиваемого на забиваемый в землю кол.

Вопрос компактности укладки миниДПЛА малого класса очень волнует разработчиков. Почему-то стало общепринятым  позиционировать комплексы с такими ДПЛА как носимые. На нашем предприятии отношение к носимым комплексам устойчиво отрицательное (см., например, [1]). На экспозиции иностранной фирмы(так и не было выяснено, французской или израильской, поскольку никто их экспонентов не знал ни слова по-русски)  было очень любопытно наблюдать видеофильм, посвящённый применению их носимого комплекса (см. фото экспозиции на рис.2 ниже).

Рис.2. Экспозиция иностранной фирмы на выставке UVS-TECH-2007. ДПЛА схемы "летающее крыло" на пусковой установке

Видеофильм начинался кадрами, на которых двигались два довольно внушительных ящика с ножками. Постепенно становилось понятным, что это боевой расчёт комплекса осуществляет транспортирование вверенного ему комплекса путём ношения. Память настойчиво подсказывала малознакомое слово "шерпы"... Авторам этих заметок представляется, что разумные люди всё-таки должны ездить на своей технике, а не таскать её на себе. Дальнейший просмотр фильма показал, что французы(?) не использовали особенность схемы летающее крыло" складыванием по продольной оси образовывать компактную укладку без разборки летательного аппарата. Их ДПЛА разбирается на составные части и собирается на штырях аналогично нашему ДПЛА ГрАНТ. Пусковая установка (см. рис. 2) конструктивно практически является масштабной копией пусковой установки легендарной "Пчелы" из нашего комплекса "Строй-П". Действительно, "рукописи не горят".

СКБ "Топаз" строит свои комплексы миниДПЛА малого класса на основе планеров производства Истринского экспериментального механического завода и систем управления фирмы "Текнол", которая была и самостоятельно представлена на этой выставке. Качество изготовления планеров ИЭМЗ довольно высокое и несравнимо с ранее представлявшимися планерами СКБ "Топаз", изготавливаемыми по наборной технологии..

Рис.3. МиниДПЛА (планеры Истринского экспериментального механического завода) на стенде СКБ "Топаз" на выставке UVS-TECH-2007.

Увы, пытаясь повторить ДПЛА БРАТ силами Истринского завода, СКБ "Топаз" упустил самое главное в БРАТе. Это тонкое крыло, которое позволяет ДПЛА БРАТ развивать сравнительно большую скорость и быть максимально экономичным. Тонкое крыло очень важно для электролётов, каковыми являются практически все миниДПЛА малого класса, представленные на выставке. Кстати, о толщине крыла. Все виденные нами на выставке миниДПЛА обладали крыльями толстых профилей. Это, конечно объяснимо: проще обеспечивается конструкционная прочность крыла, выше технологичность, проще отладить продольный канал автопилота. Но в погоне за простотой нельзя, всё-таки, так грубо поступаться лобовым сопротивлением ДПЛА. Такое пренебрежение влечёт за собой большие потери в энергетике ДПЛА.

ДПЛАстроители со стажем помнят дискуссии прошлых лет, основным вопросом которых было: "Что главное в беспилотном комплексе?" Дискуссии велись, как правило, с целью доказать или опровергнуть мнение, что главным в комплексе является летательный аппарат. Представители Минрадиопрома утверждали, что летательный аппарат - важный, но отнюдь не главный элемент комплекса, минавиапромовцы же твёрдо придерживались своей позиции: главное - это сам ДПЛА, а всё остальное представляет собой просто средства для обеспечения его эксплуатации и применения по назначению. Для авторов настоящих заметок этот вопрос просто никогда не существовал, поскольку в комплексе, является главным сам комплекс, то есть совокупность технических средств, информационных связей и алгоритмов, решающая поставленную задачу. Любой элемент комплекса может быть изолирован и заменён на аналогичный. Комплекс же можно заменить только целиком.

Удивительно, но подобные дискуссии вновь разгорелись в наши дни. Летательные аппараты как претенденты на главное место давно сошли со сцены, зато в качестве нового жупела почему-то всплыли системы автоматического управления (САУ) или, попросту говоря, автопилоты. Теперь не редкость услышать мнение, что главным в комплексе является автопилот. Хорошо, что не бензоагрегат... Откуда появилось мнение о главенствующей роли автопилотов, легко объяснить. Совсем недавно, когда массы самых маленьких ДПЛА исчислялись десятками килограммов, никаких особых автопилотных проблем не существовало. Обычные механические гировертикали с маятниковой коррекцией успешно выполняли роль чувствительных элементов ориентации летательных аппаратов. Когда же массы новых ДПЛА снизились до единиц килограммов, механические гировертикали стали неприменимы, ведь масса самой такой гировертикали составляет минимум 1 кг. ДПЛАстроителям различных фирм пришлось осваивать автопилоты на твёрдотельных датчиках угловой скорости, что потребовало некоторого периода лётных исследований, которые зачастую заканчивались гибелью летательных аппаратов. Психология ДПЛАстроения такова, что вокруг любых лётных исследований всегда циркулируют самые невероятные слухи, раздуваемые всевозможными [не]доброжелателями. В итоге сформировалась мифология о невероятной сложности автопилотов. В атмосфере этого мифа ярко сверкнула фирма "Текнол", предложив  не просто автопилот, а бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС) "КомпаНав-2" на твёрдотельных приборах американской фирмы Analog Devices.

Авторы этих заметок и пришедший им на помощь М.Ф.Шебакпольский (КБ "Луч") провели несколько часов у стенда компании "Текнол", пытаясь разобраться, как работает БИНС "Компанав-2" и насколько название "инерциальная навигационная система" соответствует истине. К сожалению, сотрудники "Текнола" тщательно скрывали существо дела, апеллируя к некому "ноу-хау". Главный конструктор "Текнола" О.С.Салычев с негодованием отверг предложение раскрыть суть алгоритма оценки крена и предложил читать его книги, почему-то на английском. Такая скрытность вполне объяснима нынешними рыночными нравами, но абсурдна с точки зрения научной дискуссии профессионалов. Пришлось разбираться самим, используя знания, почёрпнутые из книг других авторов, например,   [2]. 

Краткий итог изучения БИНС "Компанав-2"таков. Устройство представляет собой многомерный следящий фильтр калмановского типа. Основные датчики информации: акселерометры и датчики угловой скорости по трём осям , магнитный компас, баровысотомер и приёмник GPS. БИНС может работать как навигационная система только при доступности сигнала GPS. Без сигнала GPS измерения координат быстро (единицы минут?) становятся негодными. Как измеритель ориентации (курс, тангаж, крен носителя) БИНС может работать неограниченное время только при в среднем равномерном и прямолинейном движении носителя. Для работы на протяжённых (единицы минут?) криволинейных траекториях обязательно использование модели движения носителя и коррекция крена через эту модель по магнитный компасу или по измерениям вектора путевой скорости от GPS. К сожалению, акт испытаний "Компанав-2" [3] не отвечает на вопрос о работе БИНС при отсутствии сигнала GPS и при движении по протяженным криволинейным траекториям.

Итог изучения успокоил авторов в части нерушимости физической картины мира, нарушенной было рассказами о неведомом "ноу-хау". Авторы этих заметок выражают своё уважение фирме "Текнол", сумевшей воплотить известные алгоритмы квазиоптимального оценивания параметров[2] в конкретном изделии на общедоступной элементной базе. На сегодняшний день, наряду с "Текнолом", собственной аналогичной техникой располагают: НПКЦ "Новик-XXI век", НТЦ "Рисса", НТЦ "Эникс", фирма "Беспилотные системы" (Zala), фирма "Кванд", КБ "Луч". Что же касается вопроса, что является главным в беспилотном комплексе, то авторы остались при своём мнении: главным является сам комплекс.

ООО "Текнол", ранее позиционировавшееся только как разработчик  интегрированных навигационных систем, сейчас заявляет о себе и как разработчик беспилотных комплексов. На фото рис.4 ниже представлен ДПЛА "Текнола".

Рис.4. МиниДПЛА фирмы "Текнол" без элеронов, но с гиростабилизированной ТВ камерой

Этот миниДПЛА малого класса с силовой установкой на электродвигателе создан на серийном планере одной из турецких фирм . Крыло, естественно, толстого профиля. Особенностью данного ДПЛА является отсутствие элеронов. Стабилизация ДПЛА по крену достигается за счёт высокой собственной устойчивости по крену (обеспечивается сильной V-образностью крыла) и рулём направления. Эффективность руля направления несколько повышена благодаря его нахождению в потоке от толкающего воздушного винта. Осталось непонятным , почему, располагая аппаратурой "Компанав-2", которая оценивает крен, разработчики не пошли на управление элеронами, ведь качество управления рулём направления намного хуже. Видимо, разработчики сочли, что использование гиростабилизированной камеры искупит недостатки управления. Вызвало недоумение и размещение ТВ антенны практически рядом с воздушным винтом, причём в обширной области затенения передней частью фюзеляжа. Этот факт, однако, никак не отразился на качестве ТВ картинки, демонстрируемой на стенде - оно было хорошим: ни пропаданий сигнала, ни интерференционных явлений.

 

Более крупные миниДПЛА

В эту градацию мы отнесли миниДПЛА, которые уже не могут рассматриваться как составные части "носимых" комплексов (масса 10..100 кГ, типа наших  ДПЛА ГрАНТ,  "Отшельник").

В этой весовой категории выставлялось значительно меньше ДПЛА, чем в классе "самых малых". Самый первый ДПЛА такого класса мы увидели прямо у входа в выставочный зал на стенде НТЦ "Рисса" (см. фото рис.5 ниже).

Рис. 5. Довольно крупный ДПЛА был представлен на стенде НТЦ "Рисса"

При более внимательном рассмотрении ДПЛА был опознан нами как изделие украинского КБ "Взлёт" (Главный конструктор И.С.Авилов). Представители НТЦ "Рисса" этого и не скрывали. Их основной научно-технический интерес лежит в области систем навигации, ориентации и управления ДПЛА, а также в построении беспилотных комплексов на этой основе. Видимо, НТЦ "Рисса", как и ООО "Текнол", одинаково смотрят на то, что является главным в беспилотном комплексе. Кстати и экспозиции их были напротив друг друга. 

Самым примечательным ДПЛА рассматриваемого класса был, безусловно, ДПЛА "Типчак" рыбинского КБ "Луч" (концерн радиостроения "Вега"). ДПЛА "Типчак" на экспозиции показан на фото рис.6. 

Рис. 6. ДПЛА "Типчак" рыбинского КБ "Луч" на экспозиции концерна радиостроения "Вега"

ДПЛА "Типчак", конечно, очень хорош. Его беда - избыточный вес. Отсюда и малая продолжительность полёта, просто несерьёзная по нынешним меркам. Упрёк в избыточном весе следует адресовать не конструкторам, а заказчикам (Минобороны). Знаменитые "военные требования" делают создание многих вещей практически невозможным , а сроки создания новой техники растягивают на годы, а иногда, как с "Типчаком", и на десятилетия. Происходит это не от объективных потребностей, а от желания кое-кого прикрыть "задние полусферы" стандартами, разработанными задолго до появления самой идеи ДПЛА.

Второй бедой "Типчака" является строчная целевая нагрузка (ТВ+ИК).  Идея такой целевой нагрузки восходит к периоду краха СССР и была направлена на создание эффективной целевой нагрузки дешёвыми средствами в условиях ограниченного доступа к новым технологиям. Постепенно идея была утрачена (например, для охлаждения ИК датчика была введена дорогостоящая машина Стирлинга), а трудности вторичной обработки строчной информации с лёгкого ДПЛА остались. Может, есть смысл конструкторам "Типчака" вновь обратиться к основам? Время изменилось.

Остальные ДПЛА класса (10.. 100 кг) менее интересны. Например, ДПЛА "Кулон-2" (фото рис.7), очень неплохой по общему замыслу, является концептуальной копией ДПЛА ГрАНТ (если отвлечься от некоторых особенностей конструкции). Более того, и весь комплекс "Кулон-2" является копией комплекса ДПЛА ГрАНТ, включая размещение на автошасси типа УАЗ -3741 и УАЗ-3303. Увы, внешний вид представленного образца ДПЛА "Кулон-2" сильно уступает внешнему виду того образца, что присутствовал на МАКС-2005. Да и технология изготовления крыла какая-то "клубная". Такое ощущение, что тему забросили, временно реанимировав ради выставки. Печально, если это так.

Рис. 7. ДПЛА "Кулон-2" концептуально копирует ДПЛА ГрАНТ

Показанный на фото рис.8 ДПЛА, представленный НПП "Радар ММС", своей формой полностью  копирует ДПЛА "Отшельник" . Невысокий технологический уровень изготовления планера ДПЛА свидетельствует о том, что НПП "Радар ММС" не только не считает ДПЛА главным элементом в беспилотном комплексе, но и вообще не считает ДПЛА заслуживающим внимания на фоне "авионики"..

Рис.8. ДПЛА представленный НПП "Радар ММС" полностью копирует ДПЛА "Отшельник". За исключением технологии

 

Отдельной строкой: роботизированный беспилотный вертолёт "ХАСКИ"

Фирма "Кванд", прогремевшая на МАКС-2005 проектом турбореактивного беспилотника "Штиль", на этой выставке представила проект беспилотного вертолёта "ХАСКИ" (фото рис.9).

Рис.9. Роботизированный малоразмерный беспилотный вертолёт. Фотография предоставлена Таисией Васюкович (фирма "Кванд").

Основные характеристики "ХАСКИ":

Максимальная взлётная масса, кг............................................................ 90

Масса полезной нагрузки (при стандартном запасе топлива), кг........ 42

Стандартный запас топлива (керосин), кг............................................. 20

Силовая установка ............................................ на двух газотурбинных двигателях

Часовой расход топлива, кг.................................................................... 17

Статический/практический потолок, м..................................... 1800/4000

Одновременно с макетом "ХАСКИ" на стенде "Кванда" демонстрировался лётный образец беспилотного вертолёта для отработки системы автоматического управления, своего рода летающая лаборатория на основе серийного авиамодельного вертолёта. Представители "Кванда" заявили о том, что лётная отработка САУ на летающей лаборатории успешно завершена, и вскоре мы увидим полёты "Хаски".

Если фирма "Кванд" не оставит работу над "Хаски" и доведёт её до лётного образца, то это будет прорыв. До сих пор опыты создания беспилотных вертолётов в нашем Отечестве не удавались. Пора бы закрыть этот досадный пробел. Мы желаем "Кванду" успеха.

 

Монстры беспилотной авиации

 Проекты-монстры характерны своими уникальными массогабаритными характеристиками: массами летательных аппаратов в сотни килограммов, размахом крыла в десятки метров. Например, "пилотно-беспилотный" летательный аппарат "Иркут-850" имеет размах крыла 23 метра и 850 кг взлётной массы. Беспилотный летательный аппарат "Аист" из состава комплекса воздушного наблюдения, проектируемого НИИ "Кулон" (корпорация радиостроения "Вега"),  имеет взлётную массу 600 кг.

С нашей точки зрение создание таких беспилотных монстров лишено философских оснований. Является загадкой, ради чего они должны быть беспилотными? Что это даёт? Думается, что ни авторы, ни заказчики подобных проектов сами не знают ответов на эти простые, но фундаментальные вопросы. А есть же и ещё вопросы целесообразности аэродромного или мобильного базирования и ряд других [1].

 

Сенсация выставки

 Какая же выставка без сенсации? И сенсация была. Такой сенсацией мы считаем представленные фирмой "ТАСК-Т" неохлаждаемые(!) болометрические инфракрасные (дальнего ИК диапазона 8..14 мкм) кадровые видеокамеры с выходом на стандартный видеосигнал. Камеры не требует охлаждения и имеют малые массу и габариты, позволяющие использовать их на миниДПЛА малого класса.  Это буквально революционно. 

ИК диапазон 8..14 обладает исключительными возможностями по обнаружению и распознаванию целей, даже замаскированных. Мы об этом знаем из испытательского опыта, многие просто слышали об этом, а слухом, как известно, земля полнится. Заклинание "ИК - это круто!" циркулирует много лет, зачастую без понимания сути дела. Какие только камеры не позиционировались как ИК камеры, лишь бы указать в рекламном проспекте заветную аббревиатуру "ИК"! Это и простые ПЗС ТВ камеры с чувствительностью, затянутой в самую ближнюю ИК область (около 1 мкм), и ИК камеры ближнего ИК диапазона (5..6 мкм). Многие договаривались до того, что ИК и вовсе теперь не требуется, поскольку есть низкоуровневые ТВ камеры, способные видеть ночью... 

На самом деле, возможность видеть в ИК диапазоне 8..14 мкм не заменят ни ТВ, ни ИК камеры диапазона 5..6 мкм. Дело в том, что в окне прозрачности атмосферы 8..14 мкм можно увидеть СОБСТВЕННОЕ излучение целей. То есть, излучение, обусловленное только самой целью, и не зависящее от условий её внешнего освещения.

К сожалению, увидеть ИК излучение 8..14 мкм очень сложно технически. Кванты этого излучения обладают чрезвычайно низкой энергией (М.Планк) и могут быть обнаружены только при очень малых шумах. Отсюда проистекает необходимость охлаждать фотоприёмники диапазона 8..14 мкм до криогенных температур, как правило, жидким азотом. Это, конечно, сложно и дорого. Например, на ДПЛА "Типчак" рыбинского КБ "Луч" для охлаждения ИК приёмника в состав целевой нагрузки входит полноценная криогенная машина Стирлинга. Дороговизна подобной техники усугубляется и высокими требованиями к качеству материала фотоприёмника. 

Фирма "ТАСК-Т" для продвижения своей техники сделала необычный маркетинговый ход. Они приобрели ДПЛА "Элерон" НПЦ "Эникс" и оплатили конструкторские работы по установке своей камеры на этот ДПЛА (см. фото рис.10 ниже).

Рис. 10. Мини ДПЛА малого класса "Элерон" ("Сплит"), оборудованный ИК камерой диапазона 8..14 фирмы "ТАСК-Т"

Сейчас фирма "ТАСК-Т" предлагает этот миниДПЛА под своей маркой "Сплит".

Увы, следует с сожалением отметить, что сама технологическая основа представленных ИК камер является импортной. Но мы к этому всё больше и больше привыкаем...

 

Динамика ДПЛАстроительного процесса пунктиром

Очень поучительно наблюдать ДПЛАстроительный процесс в динамике. По появлению и исчезновению тех или иных проектов на значимых выставках, охватывающих всех ДПЛАстроителей, можно косвенно судить об успешности того или иного проекта.

 Начнём в 2001 года. Этот год можно назвать зарёй современного отечественного ДПЛАстроения. На МАКС-2001 присутствовали: 

1) комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" (уходящая натура); 

2) комплекс  ДПЛА ГрАНТ (впервые);

3) воздушная мишень с пульсирующим двигателем фирмы "Эникс" (уже постсоветский продукт).  

Впервые публике были представлены образцы, разработанные уже после СССР.

В 2003 году, на следующем МАКСе было уже заметно веселее. У нас, кроме ГрАНТа, появились  ДПЛА БРАТ и ДПЛА "Отшельник" (разработан совместно с харьковчанами (А.В.Смоляков) на основе планера ХАИ-112). ДПЛА БРАТ был полноправным участником лётной программы МАКС-2003 (см. плановую таблицу МАКС-2003 на 20 августа). Листовки по ДПЛА ГрАНТ, семейству ДПЛА БРАТ и ДПЛА "Отшельник", подготовленные к МАКС-2003, до сих пор открывают сайт ДПЛА.ру, и заменять их на какую-то новую информацию нет оснований, так как это уже изделия с полностью установившимся обликом. 

На том же МАКСе-2003 впервые выставлялось СКБ "Топаз". Их экспонатом был летательный аппарат массой 2..3 кг, изготовленный по авиамодельной технологии из бальзы и лавсановой плёнки. На нынешней выставке летательный аппараты, представленные СКБ "Топаз", уже совсем другие, и произведены они по промышленной технологии на ИЭМЗ.

Сейчас уже трудно вспомнить, что, кроме воздушных мишеней, представляла на МАКС-2003 фирма "ЭНИКС", но ДПЛА "Элерон" залетал именно в 2003 году.

На том же МАКС-2003 появился проект беспилотника И-200 - предполагаемая лицензионная копия израильского беспилотника "Аэростар". ДПЛА И-200 выставлялся в виде макета, даже с непрорезанными элеронами. Тот же макет фигурировал в экспозиции НПК "Иркут" и на  МАКС-2005. На нынешней выставке UVS-TECH-2007 израильский ДПЛА-прототип И-200 присутствовал в виде уменьшенной копии (см. фото рис.11 ниже), но только на стенде своей родной израильской фирмы, увы. А ведь в своё время с этим ДПЛА, особенно с его бортовой электроникой и математическим обеспечением, которые априори предполагались во много раз лучше отечественных, некоторые люди связывали большие надежды [4].

Рис.11. Уменьшенная копия беспилотника "Аэростар" (предполагавшийся И-200) на стенде израильской корпорации на выставке UVS-TECH-2007.

МАКС-2005  опять увидел комплексы ДПЛА БРАТ, ДПЛА ГрАНТ и ДПЛА "Отшельник" на экспозиции НПК "Иркут" под индексами И-2, И-20 и И-60 соответственно. На МАКС-2005 выставлялся и ДПЛА "Элерон" В.Н.Побежимова.  Было представлено и СКБ "Топаз", но тогда ещё с бальзово-лавсановым ДПЛА.

Интересным экспонатом МАКС-2005 был комплекс ДПЛА "Кулон-2". Его концепция был полностью идентична нашему комплексу ДПЛА ГрАНТ, что было очень лестно. 

Сенсацией МАКС-2005 стал проект турбореактивного беспилотника "Штиль" фирмы "Кванд". Ныне проект сошёл со сцены из-за отсутствия заказчика и уступил своё место другому проекту "Кванда" - беспилотному вертолёту "ХАСКИ". 

Неожиданностью того МАКСа было появление ниоткуда ранее неведомой фирмы "Захаров А-левел", которая выставила ряд макетов ДПЛА, явно нелётных и сделанных из подручных материалов. На нынешней выставке та же фирма, но уже под названием "ООО Беспилотные системы", представляла куда более реальные экспонаты. Отсутствие понятного генезиса фирмы с торговой маркой ZALA несколько настораживает. Не проникает ли под её прикрытием на наш непрозрачный рынок иностранный капитал? По крайней мере, проспекты ZALA, читающиеся как непрофессиональные переводы, наводят на эту мысль.

Выставка UVS-TECH-2007 неожиданно явилась ещё одной точкой пунктира, прослеживающего динамику отечественного ДПЛАстроения начала XXI века. Бесспорно, что это точка начала бума миниДПЛА малого класса. 

Возникла ещё одна площадка встреч и сопоставления идей различных разработчиков. До этого были только МАКСы и мероприятия на аэродроме "Шувое" (г.Егорьевск) под эгидой полковника Г.И.Бебешко. Правда, мероприятия у Г.И.Бебешко  имеют неоспоримое и незаменимое достоинство  - возможность демонстрации образцов в полёте.

 

Литература

1. Н.В.Чистяков. Архитектоника комплексов тактических ДПЛА и геостратегическое положение пользователя . - Сайт ДПЛА.ру, 2006 [назад]

2. В.И.Тихонов, Н.К.Кульман. Нелинейная фильтрация и квазикогерентный приём сигналов. - М. Сов. радио, 1975 [назад]

3. АКТ летных испытаний МИНС "КомпаНав-2",проведенных в ЛИИ им. М.М.Громова. -  г.Жуковский, 2005 [назад]

4. ОАО "НПК "Иркут" создает беспилотный авиационный комплекс с использованием опыта создания израильского БЛА.  - Сайт АвиаПорт.ру, 2004 [назад]


SpyLOG

Салычев. (картина “Желтая собака под елкой” и "Ода жёлтой собаке").